Архив электронного журнала «Суфий»

Дж.Нурбахш. Подвергающие сомнению

Posted by nimatullahi на Декабрь 7, 2000

ПОДВЕРГАЮЩИЕ СОМНЕНИЮ

Коль скоро искатель Пути нашёл своего мастера и стал повиноваться ему, он не должен подвергать сомнению его распоряжения, ибо мастеру ведомы тайны, которые ученик понять не в состоянии. Поэтому, если действия мастера не по нраву ученику, последний должен не подвергать их сомнению, а сохранять веру в то, что мастер знает лучше. По той же причине ученику непозволительно испытывать мастера, ибо это подтачивает духовную преданность ученика, что в конце концов ведет к разрыву с мастером. Продвигающемуся по Пути следует остерегаться опасности неумышленно отгородиться от внутреннего внимания мастера.

Об этом ясно говорится в Коране , в истории о встрече Моисея с Хызром, которая может служить уроком взаимоотношений между мастером и учеником.
Однажды Моисей в своих молитвах вопросил Бога: «О Господи, есть ли на земле кто-то, сотворённый Тобой, с более глубоким знанием, чем у меня?»
«О Моисей, – ответил Бог, – есть один поклоняющийся Мне по имени Хызр, чьё знание глубже, чем твоё».
Тогда Моисей попросил, чтобы Господь направил его к Хызру, и Бог сказал ему, что найти того можно «между двумя морями». Моисей отправился в путь. Он нашёл Хызра там, где Бог указал ему, и поздоровался с ним. В ответ Хызр произнёс: «Приветствую тебя, о пророк Детей Израилевых!» Моисей спросил, кто сказал Хызру, что он – пророк. Последний ответил: «Меня известил об этом Тот, кто направил тебя ко мне».
Затем Моисей объяснил, что пришёл к Хызру поучиться у него тому, чему был обучен сам Хызр. «Ты не сможешь быть моим спутником, – сказал Хызр, – ибо не поймёшь, что я делаю, и не способен примириться с этим».
«Если будет на то Божья воля, – ответил Моисей, – ты увидишь, что я способен принять как должное всё, что ты ни сделаешь».
Предостерегши Моисея, Хызр спустился с ним к морю, где они увидели судно, капитан которого позволил им подняться на борт. Как только они оказались на корабле, Хызр принялся проламывать дыру в его борту, пока наконец вода не хлынула внутрь. Моисей возмутился: «Зачем ты пробил брешь в корабле? Люди могут утонуть! Ты поступил в самом деле странно!»

«Не говорил ли я тебе, что ты не способен принять то, что я делаю?» – возразил Хызр.
«Прости, – стал оправдываться Моисей. – У меня вылетело из головы. Это – трудное дело. Не сердись на меня!»
Они пошли дальше и пришли в селение, находившееся на берегу моря. Подгоняемый голодом, Моисей пошел попросить еды у жителей, но те ему отказали. Покидая селение, Хызр и Моисей набрели на развалившуюся стену. Неожиданно Хызр принялся за работу, чтобы поправить её. «Они отказывают нам в пище, – воскликнул Моисей, – а ты всё равно
восстанавливаешь стену для них! Если бы нам хотя бы заплатили за эту работу!»
«Теперь мы должны расстаться! – объявил Хызр. – Но перед этим я объясню тебе мои действия, которые ты не смог принять. Я пробил дыру в судне, потому что оно принадлежало бедным людям и было для них единственным средством существования. В этом краю правит царь, насильно отбирающий все суда. Проделав дыру в корабле, я сделал его непригодным для плавания, чтобы царь не забрал его и он остался бы в руках этих бедных людей.
Что касается стены, она принадлежит двум сиротам, а под ней зарыт для них клад. Бог хотел, чтобы сокровище в конце концов попало в их руки, поэтому я восстановил стену, дабы обезопасить его».
Как только Хызр кончил говорить, он исчез, и Моисею уже никогда потом не привелось его увидеть. Как об этом сказано у
Руми:

Войди в оберегающую тень этого мудреца,
Которого никакой краснобай не в состоянии совлечь с пути.

Ищи способ оказаться рядом с ним на пути Бога,
Не уклоняйся ни на мгновение от преданности ему.

Он, способный превратить колючку в розу,
Может и свет донести до глаза, который слеп.

Прими посвящение и предай себя одному из божественных избранников.
Он может перенести искателя туда, где обитает Бог.

Когда выберешь своего мастера, повинуйся ему,
Следуй за ним как Моисей, которого вёл Хызр.

Принимай как должное всё, что делает Хызр, если ты не лицемерен,
Чтобы он не сказал: «Здесь мы расстаёмся».

Бог сказал, что рука Мастера – как его собственная,
И провозгласил: «Рука Бога – над их руками».

Когда ты выбрал себе учителя, не будь малодушным,
Не будь мягкотелым как вода и рыхлым как земля.

Если каждый нанесённый тебе удар переполняет тебя обидой,
Как сможешь ты быть чистым зеркалом,
ведь зеркало нуждается в полировке.

Раствори свое бытие в Создателе –
Как медь плавится в алхимическом огне.

Дж. Нурбахш «Беседы о суфийском пути»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: