Архив электронного журнала «Суфий»

Взгляд извне

Posted by nimatullahi на Декабрь 8, 2000

Игорь Алексеев, историк

В европейской литературе суфизм (ат-тасаввуф) характеризуется как “мистическо-аскетическое течение в Исламе”. В действительности, это не совсем точное определение. Суфизм, по сути, никогда не был каким-то отдельным течением или направлением в исламе. Суфии могли быть среди последователей любой богословской школы и любой мусульманской общины. По сути, суфизм является сокровенной сутью религиозного опыта, внутренним духом вероучения. Существует много гипотез о происхождении этого термина: суфийские авторы возводят его этимологию к арабскому корню “СФВ” — “быть чистым, непорочным”, или выражению “ахль ас-суффа” (“люди навеса”) — так называли особо преданных и богобоязненных последователей Пророка Мухаммада в из числа малоимущих. Некоторые ученые считали, что слово “ат-тасаввуф” происходит от греческого “софия” — мудрость. Ныне общепринятой является точка зрения, высказанная еще средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой термин происходит от арабского “суф” — шерсть, т.к. грубое шерстяное одеяние считалось привычным атрибутом аскета-отшельника, “божьего человека”. Есть и другие интерпретации.

Начало формирования суфийских идей традиция относит ко времени Пророка Мухаммада. Характерными чертами практики ранних суфиев (их называли тогда “захидами” — аскетами) были богословские размышления, строгое следование кораническим предписаниям и Сунне,многократные дополнительные молитвы и посты, отрешение от всего мирского, культ бедности, благочестие в повседневной жизни, отказ от сотрудничества со светскими властями, удовлетворенность своей земной долей (рида), стойкое перенесение лишений жизни (сабр) и т.д. Суфийским учениям изначально присущи: глубокий анализ человеческой души, внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. Внутренняя духовная жизнь суфия рассматривается как “путь” (ат-тарик), проходя который он очищается от “мирской скверны” и приближается к Богу. Важнейшим элементом суфийского учения является овладение учеником (муридом) теорией и практикой суфизма под руководством духовного наставника (шейха, муршида, пира). Традиция предписывает муридам полное подчинение своему шейху, признание его авторитета во всех религиозных и светских вопросах. Многие признают за шейхами способность совершать чудеса (“карамат”). Передача суфийского знания и “барака” (благодати) от шейха муриду осуществляется в процессе длительного обучения, по окончании которого с разрешения шейха ученик может вести и самостоятельную проповедь.

Среди известных сочинений суфийских авторов можно назвать “Китаб аль-лума’” ас-Сарраджа ат-Туси (ум. в 988 г.), “Китаб ат-таарруф” адь-Кадабази (ум. в 990 или 995 г.), “Кашф аль-махджуб” адь-Худжвири (ум. между 1072 и 1076-77 г.г.), “Хакаик ат-тафсир” ас-Сулами (ум. в 1021 г.), “Ихйа улум ад-дин” адь-Газади, “Аль-футухат аль-маккия” Ибн Араби. Среди выдающихся суфиев можно назвать ас-Сухраварди аль-Мактуда (ум. в 1191 г.), Ибн Араби (ум. в 1240 г.), Абд ар-Разэака Кашани (ум. в 1329 г.), Абу Йазида адь-Бистами (ум. в 875 г.), Бахауддина Накшбаида (ум. в 1389 г.) и других. В истории новейшего времени был известен как суфий видный французский мыслитель Рене Генон, принявший Ислам. В настоящее время суфийское учение продолжает сохранять свое влияние во многих мусульманских странах.

Тарикат (арабск. “тарика” — путь) — метод мистического познания Истины, используемый в суфийской практике. Изначально тарикатом называли свод морально-этических положений и психологических приемов, с помощью которых человек, стремившийся к духовному очищению и ощущавший в себе склонность к религиозной практике, вступал на путь размышлений и психофизических упражнений, чтобы интуитивно познать божественную Истину. На этом этапе своего становления и развития тарикат был методом постепенного овладения духовными уровнями развития. Позже, в XI — XII вв., происходит организационное оформление суфийских школ, наставник теперь считается единственным проводником беспрекословно подчиненного ему ученика по мистическому пути познания. Возникают суфийские организации с соответствующими ритуалами посвящения и регламентом образа жизни.

К концу XII века окончательно сложился институт “силсила” — непрерывной цепи духовной преемственности учения суфийских учителей. Тогда и образовались суфийские братства — инициационные объединения учеников определенного шейха, практикующие особый метод Пути мистического познания основателя братства, передающийся через силсида, и построенные как относительно централизованные иерархические организации с определенным уровнем внутренней дисциплины. За такими братствами сохранилось прежнее название — тарикат. Это был этап окончательного превращения суфийских братств в форму социальной организации, что было обусловлено, в первую очередь, необходимостью реакции на соответствующие общественные изменения. В XII-ХIV веках в суфизме сложилось 12 основных братств-тарикатов: рифа’ииа, яссавийа, шазилийа, сухравар-дийа, чиштииа, кубравийа, бадавийа, кадирийа, маулавийа, бекташийа, халватийа, накшбандийа-хваджаган , которые впоследствие дали начало многочисленным ветвям, сложившимся в самостоятельные тарикаты. Самым ранним братством считается рифа’ииа, признанное еще при жизни основателя Ахмада ap-Рифа’и (1106-1182). В XX веке образовались новые тарикаты: адавийа — в Алжире, маданийа — в Тунисе, хамидийа аш-шазилийа — в Каире.

В настоящее время суфийские братства действуют не только в мусульманских странах, но и во всем мире. На территории СНГ тарикаты наиболее распространены в Средней Азии и на Северном Кавказе. Наибольшее распространение там подучили братства яссавия, накшбандийа, кадирийа, шазидийа.

Рассмотрение духовной сущности суфизма — дело самих суфиев. Никто лучше них не сможет раскрыть его глубины. Однако очевидно, что любая духовная, метафизическая идея имеет также и вполне конкретное земное измерение, непосредственно связанное с историческим бытием человеческого общества. Идея, сформулированная и введенная в общественный оборот, становится материальной силой, развивающейся и действующей по законам той реальности, в которой она существует. В таком качестве суфизм как историческое явление, прошедшее в своем развитии определенные стадии, может и должен быть исследован с позиций историко-обществоведческого анализа.

Духовная идея в процессе своей исторической реализации может претерпеть существенные изменения, вплоть до полной ее дискредитации. Известно,

что одной из основных задач пророческой миссии Мухаммада было восстановление изначальной Истины Единобожия, извращенной “людьми Писания” (ахль адь-китаб). В связи с этим, нам представляется важным обратить внимание на тот факт, что, помимо сугубо религиозного, духовного аспекта этого явления, существует и другая сторона проблемы, связанная с тем, каким именно образом этот дух преломляется и реализуется людьми, обществом в ходе исторического развития.

Будучи неотъемлемой частью мусульманского мировоззрения, суфизм на протяжении всей истории исламской цивилизации был предметом серьезной богословской и политической полемики, в ходе которой высказывались самые разные точки зрения — от безоговорочной поддержки суфиев до обвинения их в ереси и даже неверии. Титанический труд имама Абу Хамида аль-Газали, проделанный им в XII веке для доказательства несомненного, казалось бы, факта соответствия суфизма и духа Ислама как такового, не снял, тем не менее остроты этой полемики. Например, в мусульманской Испании, давшей миру одного из величайших суфиев — Ибн Араби, сочинения аль-Гаэали публично сжигались. Это лишь один аспект проблемы.

Другой аспект заключается в том, что начиная с XII — XIII веков суфийские братства приобретают черты не только духовных, но и социальных организаций. После XIII века они оказались фактически единственной жизнеспособной и эффективной формой организации традиционного мусульманского общества. Таким образом, суфийские организации и идеи стали, особенно в поздний период истории, играть самостоятельную общественную роль, в ряде случаев теряя связь со своим непосредственым духовным источником.

В связи с этим, обращение к суфизму в исторической и социальной практике требует крайне внимательного и всестороннего рассмотрения, основанного, в первую очередь, на истинном знании и понимании сути вещей, далеком от субъективности и амбициозности. Роль тариката в истории и современной жизни мусульманской уммы, в том числе и в России, до сих пор адекватно не оценена. Суфизм как духовное учение был и остается неотъемлемой частью мусульманского мировоззрения, а суфийские братства по сей день являются важнейшим элементом самоорганизации традиционного мусульманского общества.

(Настоящий материал размещен на сайте Дагестанского госуниверситета по адресу http://www.dgu.ru/dagestan/sufizm1.html)

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: