Архив электронного журнала «Суфий»

Зикр

Posted by nimatullahi на Декабрь 8, 2000

Зикр — поминание Бога

Зикр — это средство, с помощью которого состояния (халь) дают свои плоды, пока ищущий не достигнет Божественного присутствия. В пути к Божественному присутствию зерно поминания произрастает в сердце, питаясь водой восхваления и пищей прославления, пока дерево зикра не принесет свои плоды. Это — сила для всего путешествия и основание всего успеха. Это — то, что пробуждает ото сна беспечности, мост к Поминаемому. Шейхи вспоминают своего Господа с каждым вдохом, подобно ангелам, которые — всегда в состоянии зикра, восхваляют Аллаха.


Один из шейхов сказал: "Я вспоминал Тебя, потому что я забыл Тебя на миг; и самый легкий путь для меня — поминать Тебя языком". Если мурид будет помнить своего Господа каждый миг, он возвысит свой дух и душу и будет восседать в присутствии своего Господа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в достоверном хадисе, упоминаемом в "Муснаде": "Люди зикра — это люди Моего присутствия". Можно сказать, что гностик — тот, кто постоянно делает зикр сердцем и оставляет позади привязанность к этому миру (дунье).

Упоминание о зикре в Коране

Зикр упоминается во многих местах Священного Корана, и в большинстве стихов слово «зикр» обозначает тасба — восхваление, такбар — возвеличивание, тахмад — восхваление и салават — восхваление и молитвы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах сказал в суре «Аль-Бакара» (152): «Вспоминайте Меня и Я вспомню вас». Он сказал в суре «Али-Имран» (41): «И поминай твоего Господа много и восхваляй по вечерам и утрам». Затем в аяте 191 той же суры: «Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня — знамения для обладающих умом, — тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня».
В суре»Ар-Ра’д» (28, 29): «Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в
поминании Аллаха, — о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца, — те, которые
уверовали и делали благое, — им благо и хорошее пристанище».
В суре «Аль-Ахзаб» (35, 41-42): «…поминающий и поминающая Аллаха много, — уготовал им Аллах прощение и великую награду! «; «О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием и прославляйте Его утром и вечером!»
Есть много других аятов Корана, упоминающих зикр. Имам Навави говорит в своей книге «Футухат ар-Раббани ‘аля-л-Азхар ан-Нававия» (т.1, стр. 106-109): «Все ученые Ислама согласились с принятием и допустимостью зикра сердцем и языком для взрослых мужчин и женщин, для детей, для того, у кого омовение, для того, кто без омовения, даже для женщин во время ее месячных. Более того, зикр разрешен всеми учеными в форме тасбиха, тахмида, такбира и восхваления и молитв Пророку, да благословит его Аллах и приветствует».
Зикр очищает сердце и является источником Божественного дыхания, которое оживляет мертвый дух, наполняя его милостью Аллаха, украшая его Его атрибутами, приводя его в состояние полного пробуждения из состояния небрежности. Если мы будем постоянно заниматься зикрулла (поминанием Аллаха), счастье и мир снизойдут на нас (будут дарованы нам). Зикр — это ключ к радости и ключ к Божественной любви.

Упоминание зикра в Сунне

Согласно Бухари, Абу Муса аль-Аш’ари передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Различие между тем, кто делает зикр и тем, кто не делает зикр,
подобно различию между живым и мертвым».
Тирмизи передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если будете проходить садами Небес, оставайтесь там». Спросили: «О Посланник Аллаха, что за сады Небес?» Он сказал: «Собрания для зикра».
Бухари рассказал в своей книге от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах
и приветствует, сказал: «У Аллаха, Всемогущего и Всевышнего, есть ангелы, которые ищут людей зикра. Если они находят людей зикра, окружают их, так что те достигают Первых Небес. И Аллах спрашивает Своих ангелов: «Чем занимаются Мои слуги?»
Ангелы говорят: «О Аллах! Они восхваляют Тебя и прославляют Тебя и занимаются зикром». Аллах говорит: «Они видели Меня?». Ангелы отвечают: «Нет, они не видели Тебя». Тогда Аллах спрашивает: «Что было бы, если бы они видели Меня?». Ангелы отвечают: «О Аллах! Если бы они видели Тебя, они бы еще больше воздавали хвалу Тебе и славу Тебе, больше бы занимались зикром Тебе». И Аллах спрашивает: «Чего просят они?». Ангелы говорят: «Они просят Твой Рай». Аллах спрашивает: «Они видели Мой Рай?». Ангелы отвечают: «Нет, Господи». Аллах продолжает: «Что было бы, если бы они видели Мой Рай?». Ангелы отвечают: Их пыл и стремление достичь его были бы еще больше». Тогда Аллах спрашивает: «Чего они боятся?». Ангелы говорят: «Они
боятся одного огня». Тогда Аллах спрашивает: «Что было бы, если бы они видели адский огонь?». Они отвечают: «Они бы больше и больше убегали от него и просили защиты от
него». Тогда Аллах говорит: «Я свидетельствую вам, что прощаю все их грехи». Тогда один ангел спрашивает: «О Господь, среди тех людей был один не из них, он просто зашел спросить что-то у одного из них». Аллах говорит: «Это Мои возлюбленные, которые делают зикр Мне. Кто бы ни пришел в их круг, прощаю его».
У Бухари и Муслима рассказывается от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Аллаха: «…Как Мой слуга думает обо Мне, таким
Я и буду для него. Я с ним, если он вспомнит Меня. Если он призывает Меня в душе, Я
воззову к нему в Себе, а если он взывает ко Мне в группе людей, Я упомяну его среди тех, кто лучше, в Моем присутствии. Если он приближается ко Мне на расстояние кисти, Я приближусь к нему на локоть; если он приближается ко Мне на локоть, Я приближусь к
нему на расстояние руки; если он пойдет ко Мне, Я побегу к нему».
Тирмизи и Ибн Маджа рассказали, что, согласно Аби Дарда, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хотите ли вы, чтобы я рассказал вам о наилучших делах для вас, самых почетных и похвальных и благословенных для вашего Господа, высочайших по своему вознаграждению; лучших, чем расходование золота и лучших, чем встреча с врагом и перерезание его горла на джихаде?». Те ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Зикрулла». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Для всего есть свое очищение, и очищение сердец — это зикруллах».
Муаз бин Дабаль (р.а.) сказал: «Ничто не спасет от наказания Аллаха, кроме зикра
Аллаху».
Существует такое множество других хадисов о пользе и благословениях зикра, что невозможно их всех здесь привести.

Из высказываний имамов и ученых о зикре

Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Аллах, Всемогущий и Возвышенный, установил пределы всем обязанностям, возложенным Им на людей, за исключением зикра. Для него нет ограничений».
Ибн Кайм аль-Джаузия говорит в своей книге «аль-Вабиль ас-а’иб» (стр.52): «Нет сомнения, что сердце окисляется, как окисляются медь и серебро. Очищение для него — это зикр, который сделает его вновь, словно чистое зеркало. Окисление сердца происходит от небрежности и греха. Оно очищается при помощи двух средств: раскаяния и зикра. Если чье-то сердце затуманено, отражения образов будут неясными; он будет видеть ложь, как правду, и правду в виде лжи. Когда сердце слишком окислилось, оно становится зетемненным, а в темноте образы Истины и Реальности никогда не появятся.
Лучший путь очищения — через зикруллах».
Ибн Ата’иля ас-Сакандари сказал: «С помощью зикра вы оставите невнимательность и забывчивость, и будете поддерживать ваше сердце присутствующим с Аллахом, Всемогущим и Всевышним». «Лучший путь достичь Его присутствия — через произнесение имени «Аллах» в сердце или языком, или через произнесение любых из Его имен» (Мифтах аль-Фалях, стр.4).
Абуль-Касим аль-Кушайри сказал: «Зикр — самая сильная поддержка на пути к Аллаху Азза ва Джаль. Никто не может достичь Божественного присутствия, иначе как длительным произнесением зикра» (Рисалят аль-Кушайрия).
Муляй аль-‘Араби ад-Даркави сказал: «Не говорите «я — ничто» или «я — нечто». Не говорите «я нуждаюсь в том-то и том-то» или «я не нуждаюсь ни в чем». Но говорите «Аллах» — и вы увидете чудеса» (Письма суфийского учителя).
Из приведенного мы видим, что все наставники, истинные шейхи советовали идущему по пути к Аллаху выполнять зикр во всех ситуациях жизни и держаться тех людей, которые собираются для зикра. Мы видим, что Священный Коран, Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ученые согласуются в этом.

Типы зикра

Зикр может совершаться как тихо, так и вслух. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поощрял людей делать и то, и другое. Среди ученых шариата и суфийских
шейхов одни отдавали предпочтение громкому зикру, а другие — тихому зикру.

Громкий зикр

Бухари рассказывает, что Абу Хурайра (р.а.) сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Аллаха: «Если Мои слуги упоминают Меня в душе, Я упомяну их про Себя. Если он упомянет Меня в группе, Я упомяну его в группе в Моем присутствии». Мы понимаем из этого хадиса, что упоминание Аллаха в группе людей означает громкий зикр. Некоторые ученые делают на основе этого вывод, что громкий зикр позволителен.
Бухари рассказывает в своей книге хадисов, что Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Во времена
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди повышали голос в зикре».
Бухари рассказывает также, что Абу Ма’бад (р.а.), освобожденный раб Ибн Аббаса (р.а.), передавал слова Ибн Аббаса: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был обычай воздавать хвалу Аллаху вслух после обязательных совместных молитв. Когда я слышал зикр, я знал, что совместная молитва окончена».
Имам Ахмад Абу Давуд и Тирмизи передают, что ас-Са’иб (р.а.) сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джибриль пришел ко мне и приказал мне, чтобы я приказал моим сподвижникам повышать голоса в такбире».
Рассказано Бухари и Муслимом, и упомянуто Джалалуддином ас-Суюти из других собраний, что али бин Аби Талиб (р.а.) сказал: «Я попросил однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, укажи мне кратчайший путь к Присутствию Аллаха, легчайший путь поклонения и лучший путь для Аллаха, Всемогущего и Всевышнего». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О Али, ты должен постоянно совершать зикруллах, тихо и вслух». Я отозвался: «Все
люди совершают зикр. Дай мне что-нибудь особенное». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «О Али, лучшее из того, что я и все Пророки до меня говорили, это — «Ля илляха илля-ллах». Если небеса и землю целиком положить на одну чашу весов, а «Ля иляха илля-ллах» положить на другую, то «Ля иляха илля-ллах» перевесит. Судный день не настанет, пока будут на земле люди, говорящие «Ля иляха илла-ллах». Тогда я спросил: «Как я должен это произносить?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Закрой свои глаза и слушай, как я буду говорить «Ля иляха илля-ллах» три раза. Затем ты скажи это трижды, и я послушаю тебя». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес это, и я повторил это вслух».
В пересказе Имама Ахмада и Табарани этот хадис продолжен описанием того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников зикру.
«Ибада бин Самит сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Есть ли среди вас какой-нибудь незнакомец?». И мы сказали: «Нет, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Закройте дверь». Потом сказал: «Возденьте ваши руки и повторяйте за мной «Ля иляха илля-ллах». Мы воздели свои руки и сказали «Ля иляха илла-ллах». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хвала Аллаху, что Он послал меня в этот мир с этой калимой, и Он наделил меня ею, и Он обещал мне рай через нее, и Он никогда не меняет своего обещания». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Будьте счастливы! Аллах простил вас».
Джалаладдин ас-Суюти упомянул в сочинении «Натиджат аль-Фикр фи Джахри-з-Зикр» («Выгоды громкого зикра») 25 достоверных хадисов, где упомянается совершение громкого зикра.

Тихий зикр

В 205 аяте суры «аль-А’раф» сказано: «И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слова по утрам и по вечерам не громко, и не будь небрежным!».
Имам Ахмад рассказал: «Абу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что Аллах сказал: «Я — с Моим слугой, когда он поминает Меня, и в поминании Меня движутся его губы». Комментируя этот хадис, имам Навави говорил:
«Аллах с тем, кто вспоминает Его и призывает Его в сердце, и призывает Его языком, но
мы должны осознавать, что зикр сердца совершеннее. Поминающий делает зикр языком
для того, чтобы отражать наличие зикра сердцем. Когда любовь к Аллаху и Его поминание наполняют сердце и дух, язык движется, и ищущий приближается».

Шейх Аман аль-Курда сказал в «Просветлении сердец» (Танвар аль-Куляб) (стр.522): «Зикр языком, который соединяет звуки и буквы, нелегко совершать все время, потому что покупка и продажа, и другие подобные виды деятельности отвлекают внимание от такого зикра. Для зикра сердцем верно обратное. Он назван так, чтобы обозначить его свободу от букв и звуков. При этом способе ничто не отвлекает от зикра, как сказал поэт:

Клянусь сердцем, поминающим Аллаха, в тайне от творения, без слов и беззвучно. Это поминание лучше всего: из него источаются слова святых. Вот почему наши накшбандийские учителя выбрали зикр сердца. Более того, сердце — это место, куда Прощающий бросает свой взор, обитель веры, и хранилище тайн и источник света. Если оно здорово — все тело здорово; если оно нездорово — то все тело нездорово, как стало ясно нам благодаря избранному Пророку, да благословит его Аллах и приветствует». Нечто подобное этому было рассказано на основе свидетельства Айши (р.а), которая сообщила, что, по словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Аллах скажет в Судный День: «О Мой слуга, у Меня есть кое-что хорошее из принадлежащего тебе, за что Я один вознагражу тебя. Это — твое скрытое поминание». Также по cвидетельству Айши: «Зикр, не услышанный записывающими ангелами, равен семидесяти зикрам, которые они слышат». (Рассказал Байхаки).

(Настоящий материал размещен по адресу http://lemur.ru/islam/zikr.htm)

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: