Архив электронного журнала «Суфий»

Тамплиеры в Москве

Posted by nimatullahi на Февраль 25, 2002

Недавно мне попали в руки старые номера «Науки и религии» за 1992-93
гг. В этих номерах печатались
статьи «Тамплиеры в Москве». Возможно, вам они покажутся интересными, если вы их еще не читали.

В этих статьях рассказывается о мистическом

движении, имевшем место в
России особенно широко в 20-годы. Осенью 1930 г. ОГПУ разгромило это движение. Во главе этого движения находились так называемые анархо-мистики, в частности Аполлон Андреевич Карелин (1863-1926). Карелин известен как анархист, но кроме того он был «рыцарем Сантеем», посланцем Ордена Тамплиеров, создавшим в России Восточный Отряд Рыцарей». Часть его произведений, известных лишь в орденских кружках, написаны в форме
небольших пьес. Сам он называл их «диалогами в стиле Платона». Карелин излагает в них гностические легенды, историю Никодима и тайных учеников Иисуса, учение об Эоне и
рассказ о Митре и митраизме. «Он объединяет все религии в учение о безграничной свободе и беспредельном сострадании ко всему, что живет и чувствует, показав, что грешно навязывать ближнему своему веру свою, что грешно судить его за то, что он не верит так, как его ближний

верит, что высшая правда в том, чтобы с полной терпимостью относиться к верованиям чужим…».

Оглядываясь назад, просматриваю свой жизненный путь. И как никогда
понимаю, что всю жизнь искала выхода за рамки обыденности, за пределы,
установленные природой нашему телу и нашим чувствам. Довольно рано я поняла, что ничто, принадлежащее этому миру, не может дать свободы. Это понимание было интуитивным. И я просила бабушку, чтобы она рассказывала мне сказки. Именно сказки, в которых чудо было обязательным, а обыденность служила фоном. Идеал, который в них содержится, поднимал меня над предметной реальностью, резонируя с моим внутренним идеалом. Этот идеал расширялся и становился богаче по мере того, как мне открывались внутренние миры писателей, поэтов, художников, которые не оставляли меня равнодушной. И так происходит с каждым. Наш жизненный путь — это процесс становления нашего внутреннего
идеала. Мы ищем пути воплощения этого идеала в свою жизнь; собственно в
этом и состоит наше предназначение. Именно таким образом тонкие энергии
высших миров, осознаваемые нами как притягательный идеал, снисходят в наш мир грубой материи. Хотим мы того, или не хотим, сознательно или
неосознанно, мы или способствуем, или препятствуем утончению и одухотворению материи. Совершенно естественно, что мы испытываем неудовлетворенность, оценивая свой жизненный путь — ведь невозможно добиться осуществления идеала в его тончайшей полноте в мире грубой материи, но можно лишь бесконечно приближаться к нему. Это кропотливый ежедневный труд, в котором и происходит преображение, и даже если оно представляется нам внезапным и чудесным, на самом деле это результат взаимного труда, осуществляемого Идеалом небесным и идеалом земным.

Читая эти статьи, я проживаю одновременно и свою нынешнюю жизнь и
жизнь людей, почти все из которых были репрессированы в 30-е годы. Интересно, что им повезло — они попали в первую волну репрессий, когда еще не начался беспредел, поэтому многие остались живы, пройдя лагеря. Эти люди были прямыми наследниками тамплиеров и розенкрейцеров, хранителей Грааля. Они знали легенды гностиков еще до открытия библиотеки рукописей Наг Хаммади — апокрифов. В их идеале заложена абсолютная свобода, осуществленная Ал-Халладжем и Насими. Эти люди,как правило, кончают мученически. Существующие на протяжении веков ордена периодически уничтожались, больше того, искоренялись, будучи обвинены в самых тяжких преступлениях, в то время как они осуществляли в своей жизни идеал духовного рыцарства.
Интересно, что собрания орденов, проходившие в 20х годах в Москве,
имели два основных направления. Во-первых, на них рассказывались легенды, исполнялись музыкальные произведения духовного характера, они слушали лекции, посвященные Египту, Атлантиде, культуре Востока, учению Толстого, искусству Врубеля, поэзии Гумилева; ходили в музеи… Это была живая культурная среда, в которой культура была духовной культурой. Большинство участников собраний были артистами МХАТа, художниками, режиссерами, музыкантами, поэтами, преподавателями вузов, врачами…
Второе направление — благотворительность. Организовывались
благотворительные вечера в пользу нуждающихся, которые не обязательно
были членами орденов. Названия орденов: «Храм искусств», «Братство милосердия», «Орден рыцарей Духа», «Орден Злато-Розового Креста «, «Орден Света»…

В Москве и в Минске были поставлены несколько спектаклей мистического характера — «Эрос и Психея», несколько пьес по Эсхилу…»Золотой горшок» по Гофману так и не увидел сцены — после почти года репетиций и работы над оформлением спектакля, он был запрещен.

Т.К.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: