Архив электронного журнала «Суфий»

Мусульмане — Европе

Posted by nimatullahi на 19 мая, 2002

Валиулла Ягкуб

Мусульмане — Европе


Кордовский халифат был ярким очагом культуры в средневековой Европе IX-XV веков. В высших школах Кордовы, Барселоны, Гранады, Саламанки, Севильи, Толедо, помимо мусульманских богословских предметов, преподавались философия, математика, астрономия, медицина и другие науки. В библиотеке кордовского халифа Хакама II (2-ая половина X в.) имелось до 4 тысяч рукописей. Здесь же были открыты и общеобразовательные школы.

***Расцвет схоластики в XIII веке был вызван знакомством с богатым наследием античной и арабоязычной мысли. Христианский Запад получил древнегреческую литературу и науку, прежде всего, через мусульманскую Испанию. Так, в Толедо на протяжении XII века существовала школа, созданная по инициативе архиепископа Кастилии дона Раймундо, где переводили на латинский язык наиболее значительные арабские труды по астрономии, медицине, физике и философии.

Раймундо, выходец из юго-западной Франции (Ахен), принадлежал к бенедиктинскому ордену, обладавшему известными образовательными традициями. Он был убежден, что для понимания Аристотеля необходимо изучать арабских философов, переводя их на латинский язык.

Благодаря, прежде всего, толедским переводчикам, в образовательные университетские круги Европы проникли труды Аристотеля, Галена, Гиппократа с комментариями таких известных мыслителей, как Авиценна (Ибн Сина), Аверроэс (Ибн Рушд).
Роль культурного посредника Испания сохраняла и в XIII веке.

***

Одна из необычайных фигур средневековья — монах Герберт, учительствовавший в течение 10 лет в архиепископской школе Реймса и ставший Римским Папой под именем Сильвестра II (999-1003). Известно, что он получил образование в Испании, в мусульманском университете, где познакомился с мусульманской культурой, вынеся для себя много полезного. Он великолепно знал арабский язык.

Во многих сферах культуры Герберт стал первопроходцем. Начиная с него, школьное образование наполняется смыслом, дает возможность ученику не просто заучить, но и понять предмет. Герберт ввел оригинальное и глубокое изучение дисциплин. Арифметика, которую до того учили схематично, была им обновлена введением девяти арабских цифр от 1 до 9. До Герберта эти цифры не использовались за пределами мусульманского мира.

Использование арабских цифр заметно упростило решение арифметических задач. Несмотря на превосходство над римской системой счисления, понадобилось еще около 400 лет, чтобы арабские цифры утвердились в европейской математике и счете. В Европе до XIV века в учебниках по математике встречались вперемежку римские и арабские цифры, счет по пальцам и суставам.

Герберт считал, что теорию любого предмета нужно, по возможности, демонстрировать на практике. Под влиянием идей Герберта развивалось обучение в городских школах — как в соборных, так и в частных.

http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/islam/civilization/ok_int.htm

© 1995-2002 Казанский Государственный Университет

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: