Архив электронного журнала «Суфий»

Музыка Роберта Рича. Лицо за Семью Вуалями.

Posted by nimatullahi на 30 декабря, 2002


Изысканная гармония стройного ритма барабанов, гамелана и волнующего мягкого голоса флейты осторожно поддерживает нежный мелодичный высокий вокал, созданный волшебными глиссандо гитары… Пятая композиция – «Ibn Sina» (Ибн Сина) посвящена великому мистику, государственному деятелю, философу и врачу, жившему в десятом веке в среднеазиатских государствах Хорезма и Мавераннахра. Он носил титул “Царя Врачей” и “аш-Шайх ар-Раис” – “Главы Мудрецов”.

Альбом «Seven Veils» полностью посвящен суфизму – мистическому Пути неортодоксального ислама. Суфизм стал тайным учением мусульманских мистиков, рожденным от слияния ислама с эзотерическими философскими доктринами Ирана и Индии, частично завоеванных арабами. Исламские богословы, правда, утверждают, что суфизм появился в Аравии вместе с возникновением ислама, однако вряд ли это так, ведь до двенадцатого века не существовало ни суфийских орденов или общин, ни специфической суфийской практики, философии или развитого эзотерического учения. Все это появилось лишь после частичной ассимиляции арабов с зороастрийским и индуистским населением покоренных земель. Возникший как синкретизм и подвергавшийся вначале неоднократным гонениям, суфизм стал элитарным учением, надрелигиозной надстройкой ислама, используя его как опору, основу и поле для своей деятельности. Истинные суфии никогда не считали себя принадлежащими к какой-либо одной религиозной системе, скорее они считают себя членами всемирного братства мистиков, познавших Истину. Аскетизм и духовная бедность- факр, суровая дисциплина, медитация — моракебе, ежесекундное памятование и молитва – зикр или вирд, специальные духовные упражнения – все это путь , предназначенный для достижения суфием экстаза любви и единения с Богом, для пробуждения и осознания своей истинного места во Вселенной. Мистическое видение суфиев нашло свое отражение в парадоксальных стихотворных строках из поэмы “Гюльшан-и-Раз” суфийского позта-мистика Шабистари, которые Роберт Рич использует в качестве эпиграфа к альбому «Seven Veils»:

Ты мог сказать, что все безмолвно,
Хотя и находится в вечном движении…
Вот ты одел одежду, сотканную из материи (тело),
А вот ты сбрасываешь ее – и это лишь мгновение Вечности…
Все взволнованы, хотя вечно пребывают в спокойствии,
И у Знания нет такой части, которая была бы его началом или концом.
Все уже осведомлены о своей собственной Сущности
И идут своим Путем ко Двору Божественного…
Того, чей взгляд скрыт за вуалью каждого атома во Вселенной –
То, что за ней — это восхитительная красота лица Божественного Возлюбленного…

Истинной целью суфия является фана (букв. “уход”, “смерть”) – устранение всего эгоистично-личностного и обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге…

“Dissolve” (Растворение). Пятиминутное соло на балканском кавале. Медленный и тяжелый, как шаги огромного неведомого существа, падающий ритм барабанов… Загадочное, немного грустное и тревожное пение арабской флейты оттеняется легкими щипками струн электрогитары… Призрачный, легкий, как шелк шепот флейты уводит в заоблачный мир Небытия, мир абсолютного молчания и покоя…

Для достижения экстаза суфии используют различные средства, в том числе музыку и танцы – особенно так называемое “суфийское вращение” или “кружение дервишей”. Для этого упражнения суфии разработали особую, специфическую ритмическую структуру, и именно таким ритмом и открывает Рич свой альбом «Seven Veils». Вообще этот альбом имеет довольно сложную и жесткую ритмику – четкий и ясный звук ближневосточных бубнов и барабанов ярко выделяется на фоне сопровождающей его музыки. Все это очень отличает этот альбом Рича от его более ранних работ, в частности от альбома 1995го года «Yearning», который фактически вообще лишен ритмической структуры — весь задний план этого альбома заполнен мягким пространственным звуком синтезаторов Рича, и лишь волшебный сарод Лизы Москау медленно и осторожно поддерживает мелодическую линию раги. Может быть, кому-то «Seven Veils» покажется несколько жестким, мрачноватым и необычным, но осторожному и внимательному слушателю он может открыть совершенно новый, неизведанный и волшебный мир, сотканный из снов и реальности прошлого, настоящего и будущего…

Замирает вдали мелодия флейты … Последние звуки клавишных растворяются в тишине вечернего неба, и только лучи заходящего солнца, полускрытого длинною грядою облаков, освещают багровым заревом далекие купола и стройные силуэты минаретов… Отзвучала “Lapis” — последняя композиция альбома. Приподнята последняя, седьмая вуаль. Вы остаетесь наедине со своим Я, которое, однако, не более, чем иллюзия, квинтэссенция представлений Вашего ума… И только полностью сбросив все семь вуалей, Вы сможете увидеть в незамутненном зеркале разума чистый образ божественного и безгрешного Существа, которое ВЫ ЕСТЬ. ТАТ ТВАМ АСИ…

© Андрей Печкарев

(Публикуется в сокращенном виде)

http://avenue.darkside.ru/library/bio/rich_rus.htm

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: