Архив электронного журнала «Суфий»

Дарующий свет. Биография Дж.Нурбахша

Posted by nimatullahi на Февраль 26, 2003

Отрывок из книги о Дж.Нурбахше «Дарующий свет». (Имя Нурбахш означает на персидском языке «светодар», «дарящий свет»).

Вступление

Книга, которая лежит перед вами, не является научно-фактологической биографией Джавада Нурбахша. Вот уже двадцать лет я являюсь учеником д-ра Нурбахша, и если бы не это, я не смог бы написать подобную книгу.

Я старался дать живое описание ключевых моментов биографии д-ра Нурбахша, чтобы читатель мог составить себе представление о его личности.

Добавляя образные детали, я тем не менее стремился точно следовать фактам.
Все цитаты из книг и документов, включенные в текст, выверены по первоисточникам.
Следует заметить, что книга не является полным жизнеописанием. Она завершается в тот момент, когда д-р Нурбахш становится главой суфийского братства Ниматуллахи – в то время ему было двадцать шесть лет. Мое решение осветить именно этот период его жизни вызвано боязнью скорой утраты сведений о нем (что вряд ли грозит информации о последующем периоде его жизни). Уже нет в живых многих из тех, кто описан в этой книге, а многие источники, на которые опирается материал книги, ныне стали недоступными. Поэтому в первую очередь я стремился запечатлеть те факты, которые наиболее уязвимы перед неумолимым ходом времени.

Такой подход вывел за рамки книги многие крайне важные начинания д-ра Нурбахша, относящиеся к его деятельности в качестве мастера братства. Например, в тот момент, когда к нему перешли бразды правления братством, существовало лишь три ханаки – в Тегеране, Керманшахе и Мешхеде. За два последующих десятилетия в Иране было построено семьдесят ханак Ниматуллахи – во всех крупных городах и многих городках. Число дервишей братства выросло с нескольких сотен до многих тысяч человек.

В сооружении ханак мастеру помогал Машаллах Никтаб, ученик, посвященный в братство вскоре после того, как д-р Нурбахш стал мастером. Ему было за сорок, в течение двадцати лет он искал духовного наставника и наконец услышал о д-ре Нурбахше. Он приехал к нему в г. Бам, где тот жил в то время, и после четырехчасовой беседы с мастером принял посвящение. С этого времени вся его жизнь была посвящена братству.

Первым заданием, которое возложил на него мастер, была поездка в Керман для восстановления ханаки шейха Камаль аль-дина Нурбахша, отдаленного предка мастера. Джавад дал себе обещание сделать это еще в юности (о чем упоминается в книге). В дальнейшем г-н Никтаб руководил строительством практически всех ханак братства в Иране. В одном из своих интервью д-р Нурбахш сказал: «Все тяготы и труды по сооружению ханак принял на свои плечи г-н Никтаб».

В течение этого же двадцатилетнего периода мастер основал в Тегеране издательство «Ханака Ниматуллахи» (Энтешарат-и Ханаках Нимато’ллахи), имеющее строгую тематическую ориентацию: здесь было опубликовано около ста трудов по суфизму на персидском языке (большинство из них подготовлены к печати либо написаны самим д-ром Нурбахшем), включая труды Шаха Ниматуллы , которые до этого существовали в рукописях.

Д-р Нурбахш значительно расширил библиотеку при издательстве, размещавшуюся в Тегеранской ханаке – она включала в себя рукописные трактаты по суфизму, собрания суфийской поэзии на арабском и персидском языках, исторические документы и письма, имеющие касательство к суфизму.

Впоследствии библиотека была размещена в одном из зданий большого комплекса, который в течение нескольких лет был возведен на месте прежней Тегеранской ханаки.

Имея многочисленные обязанности по отношению к братству, д-р Нурбахш принимал участие и в мирской жизни. Его любимым предметом в медицинской школе была психиатрия, и после смерти своего мастера, Муниса Али Шаха, он решил вновь вернуться в Тегеранский университет, чтобы специализироваться в этой области, одновременно работая ассистентом психиатра в Тегеранской больнице Рузбеха – чтобы получить практические навыки.

По завершении специализации в университете он занял должность адъюнкт-профессора по психиатрии в медицинской школе. Получив профессорское звание, он решил пройти стажировку в одном из западных университетов. Для этого он выдержал специальный экзамен, на котором получил высшие баллы. Французское консульство в Иране предложило ему стажироваться в Парижском университете, где он и получил диплом адъюнкта для иностранцев.

В Париже д-р Нурбахш установил дружеские контакты с некоторыми ведущими западными учеными, изучающими суфизм. Наиболее известный среди них, профессор Анри Корбэн, в 1963 г. пригласил его выступить в Сорбонне с лекцией о суфизме. Это выступление стало для западных слушателей одним из первых контактов с живой традицией суфизма. Текст этой лекции впоследствии был опубликован в качестве вступительного эссе в первой книге д-ра Нурбахша на английском языке: In the Tavern of Ruin: Seven Essays on Sufism.

Четыре года спустя д-р Нурбахш выступает на конференции в Бейруте, посвященной теме единства религий, проводимой Американским университетом (текст этого выступления опубликован в качестве 1-й главы в его второй англоязычной книге In the Paradise of the Sufis ).

Завершив стажировку во Франции и вернувшись в Иран, д-р Нурбахш занял пост адъюнкт-профессора Тегеранского университета, а через несколько лет – профессора на факультете психиатрии. Впоследствии он возглавил отделение психиатрии.
Он также возобновляет свою службу в больнице Рузбеха и со временем становится ее директором.
На этой должности он руководит постройкой дополнительных корпусов больницы и расширяет ее возможности, например, предусмотрев здание с конференц-залом, который впоследствии был избран местом проведения международной конференции по психиатрии. Он являлся президентом Общества психиатров в Иране и опубликовал ряд научных работ по психиатрии, большая часть которых появилась на персидском языке в изданиях Тегеранского университета, а некоторые – в научных западных журналах, таких как Journal of Psychological Health и Journal of General Medicine. В это время он занимается и частной практикой как психиатр в клинике, которую он открыл при Тегеранской ханаке, – здесь лечили пациентов, которые не имели средств, чтобы заплатить за услуги психиатра.

Возможно, наиболее значительным достижением д-ра Нурбахша является распространение персидского суфизма на другие части света, и особенно на Запад. И до XV столетия, когда братство Ниматуллахи на три столетия переместилось из Ирана в Индию, в Деккан, и после возвращения в Иран в XVIII столетии братство не перешагивало границ Ирана.

В начале 1970-х гг. д-ру Нурбахшу представили нескольких молодых американцев, находившихся в Иране. Его духовное обаяние было столь сильным, что они попросили о посвящении в братство. Д-р Нурбахш пошел им навстречу. Это событие подвигнуло мастера основать первую ханаку Ниматуллахи на Западе: она была открыта в 1974 г. в обширном особняке в центре Лондона. В 1975 г. мастер в первый раз отправляется в Америку и пересекает весь континент на автомобиле, посвящая в братство американцев и иранцев, живущих в разных городах страны.

В следующем году мастер ввиду роста числа учеников в США решает послать в Америку г-на Никтаба в качестве своего доверенного лица (тот был в то время шейхом ханаки в Ширазе), чтобы выяснить возможности основания ханак в США. Побывав в разных штатах, г-н Никтаб получает разрешение основать первую американскую ханаку в Сан-Франциско. Год спустя открылась ханака в Нью-Йорк Сити, в здании, которое до этого использовалось в качестве автостоянки. После перестройки здание приобрело вид ханаки в персидском стиле.

В последующие годы д-р Нурбахш основал ханаки в Вашингтоне, Бостоне, Лос-Анджелесе, Санта-Крусе, Сиэтле, Чикаго, Санта-Фе и Сан-Диего. По мере посвящения в братство учеников из других частей света были основаны ханаки в Австралии, Африке (Берег Слоновой Кости и Бенин), Канаде (Монреаль и Торонто), Франции (Париж и Лион), Германии, Испании, Швеции и Нидерландах, также была основана вторая английская ханака в Манчестере.

С расширением братства на Запад д-р Нурбахш ощутил необходимость в переводе своих трудов по суфизму на английский язык и начал систематическое издание книг для западного читателя. В Америке и Англии было основано англоязычное отделение издательства «Ханака Ниматуллахи». Первая книга на английском языке, «Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме» вышла в 1978 году, в нее вошли работы д-ра Нурбахша, знакомящие читателя с основными составными частями суфизма и суфийского пути. В следующем году вышла книга «Рай суфиев», описывающая основные духовные практики братства Ниматуллахи. С тех пор на английском языке издано около тридцати пяти книг д-ра Нурбахша, часть из которых опубликована также на французском, немецком, испанском, итальянском, датском и русском языках.

Неуклонный рост интереса к суфизму – и в Иране, и на Западе – подсказал д-ру Нурбахшу идею основания международного центра по изучению суфизма во всех его аспектах – историческом, литературном, художественном, теоретическом и практическом. Желая целиком и полностью посвятить себя созданию Центра, в 1977 г. он оставляет пост главы отделения психиатрии Тегеранского университета и должность директора больницы Рузбеха. Вскоре после этого он приобретает большой участок земли в горах близ Караджа (небольшого городка в тридцати милях к западу от Тегерана), намереваясь построить здесь комплекс зданий для Центра. Однако в Иране грянула революция, и политические потрясения не дали возможности д-ру Нурбахшу провести в жизнь свои планы. Он покидает Иран, резонно решив, что реализует задуманное на Западе.

В течение десяти лет после отъезда из Ирана д-р Нурбахш жил в Лондонской ханаке. Он продолжал заниматься основанием новых ханак и писал книги по суфизму. В начале 1990-х была приобретена ферма с земельным участком к северу от Лондона, в графстве Оксфордшир. Местечко называлось Old Windmill – Старая Ветряная Мельница. Именно здесь он основал Исследовательский центр Ниматуллахи – тот самый, идею которого вынашивал почти двадцать лет.

Сердцем Исследовательского центра стала обширная библиотека, в которой собраны рукописи, книги, доклады и статьи о суфизме на всех языках мира, освещающие историю суфизма (от классического периода и по настоящее время), его литературу (прозаическую и поэтическую), музыку, изобразительное искусство, философию, теорию и особенно – практику.

В 1989 г. в рамках Исследовательского центра Ниматуллахи д-р Нурбахш основал журнал “Суфий”, редактором которого стал его старший сын Алиреза Нурбахш. Журнал посвящен изучению многообразных аспектов мистицизма, вне зависимости от религиозной принадлежности, и выходит четыре раза в год. Со времени основания журнала вышло более сорока номеров, включающих статьи, рассказы и стихи таких известных ученых и писателей, как Аннамари Шиммель, Сейид Хусейн Наср, Уильям Читтик, Герберт Мэсон, Карл Эрнст, Хастон Смит, Роберт Блай и Р. Л. Трэверс.

Центром были организованы три международные конференции по суфизму, на которых д-р Нурбахш выступал в качестве главного докладчика. Первая конференция называлась “Наследие персидского суфизма средних веков” и проходила в течение трех дней в Лондоне в декабре 1990 г. Помимо Центра, ее спонсировала Школа изучения стран Востока и Африки при Лондонском университете. В работе конференции приняли участие многие выдающиеся ученые, изучающие суфизм, из Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Швейцарии и США.

Вторая конференция состоялась в Вашингтоне в мае 1992 г., она также длилась три дня. Помимо Центра, ее спонсировал Университет Джорджа Вашингтона. Тема конференции – персидский суфизм от своего зарождения до времени Руми – вновь привлекла многих ученых с трех континентов.

Третья конференция состоялась в 1997 г. в Лондоне и вновь спонсировалась, помимо, Центра Ниматуллахи, Школой изучения стран Востока и Африки при Лондонском университете.

Д-р Нурбахш живет на Старой Мельнице (Old Windmill), руководя Исследовательским центром Ниматуллахи и направляя его работу. Именно там было взято интервью, опубликованное в конце книги. Надеюсь, что оно вкупе с жизнеописанием детства и юности д-ра Нурбахша поможет составить портрет человека Божьего, который вот уже почти полстолетия является главой (кутбом) братства.

Джеффри Ротшильд

Пер. А.М.Орлова

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: