Архив электронного журнала «Суфий»

Шах Исмаил

Posted by nimatullahi на Апрель 22, 2003

ШАХ ИСМАИЛ

Чтобы читатель мог понять события, на фоне которых протекала жизнь выдающегося сына

Азербайджана шаха Исмаила Сефевида — великого шейха, полководца, государственного деятеля, поэта и мецената, повествование придется начать с начала XIV века, когда далекий предок Исмаила шейх Сефи ад-Дин (1252-1334 гг. ) у себя на родине в Ардебиле основал суфийский орден Сафавийа и объявил себя потомком седьмого имама Мусы Казима.

Во время основания ордена, члены его были, в основном суннитами. Со временем орден стал чисто шиитским, а начиная с деда шаха Исмаила — шейха Джунейда орден начинает вести военную деятельность. Популярность ордена растет и военные успехи воинов, «которые считали, что пожертвовать жизнью, защищая путь своего священного наставника (мюршида), это ничтожнейшая из степеней посвящения», тоже. Отец шаха Исмаила — шейх Гейдар, получив во сне божественное повеление, вводит в обиход для своих последователей — мюридов шапку с обернутой вокруг нее чалмой в двенадцать складок, символизирующих двенадцать имамов. В связи с этим, мюридов ордена Сафавийа называют кызылбашами, что по-азербайджански означает «красноголовые». В узком же смысле слова, кызылбашами стали называть тюркско-азербайджанские племена, составляющие костяк ордена. Кызылбаши, как впоследствии это делали запорожские казаки, брили головы, отпускали длинные усы и на бритой голове оставляли чуб. Перед боем они на азербайджанском языке издавали клич: «О мой пир, о мой мюршид, да буду я жертвой за него». Сефевиды — потомки шейха Сефи ад-Дина под шиитскими лозунгами стали уверенно продвигаться к власти. Из кызылбашей формировались отряды газиев — борцов за веру, совершающих набеги на соседние немусульманские и суннитские страны.

Известный знаток Ислама в Азербайджане Петрушевский пишет : «Так орден Сафавийа в ХV веке превратился в военное братство тюркских кочевников, своего рода духовно-рыцарский орден. При этом в деятельности шейхов Джунейда и Гейдара политические интересы решительно преобладали над религиозными». Ардебильские владения Сефевидов крепнут и расширяются. Потомки великого шейха мечтают об объединении всего Азербайджана. Однако на их пути стоят правители мощных Азербайджанских государственных образований Гарагоюнлу и Аггоюнлу. Основатель государства Аггоюнлу, мудрый политик и великий полководец, Узун Гасан Аггоюнлу, на пути к усилению власти, идет на союз с Сефевидами. Сначала, он отдает свою сестру Хадиджу-бегим замуж за шейха-Джунейда, а затем дочь-Марту (Алемшах-бегим), внучку трапезундского императора, за шейха Гейдара. Государство Аггоюнлу достигает при Узун Гасане вершины могущества. Сефевиды вынуждены временно отложить свои планы борьбы за власть в Азербайджане и направляют отряды газиев на Север, заселенный, в основном, мусульманами-суннитами.

В военных походах на Дагестан и Ширван, в битвах с ширваншахами гибнут дед Исмаила — шейх Джунейд и отец — шейх Гейдар. В последней битве на стороне ширваншаха Фаррух-Йассара сражаются отряды Султан Йакуба Аггоюнлу, сына Узун Гасана, который из страха дальнейшего укрепления Сефевидов заинтересован в победе Ширваншаха. После гибели шейха Гейдара Султан Йакуб Аггоюнлу, дядя Исмаила, по линии матери, захватывает Ардебиль и пленяет малолетних сыновей шейха — Султана Али, Ибрагима, Исмаила и свою сестру Алимшах-бегим. Исмаилу в это время еще не исполнилось и двух лет (Исмаил родился 17 июля 1487 года в Ардебиле). Пришедшего в 1490 году к власти, сына Султана Йакуба Байсонкура, уже через год свергает его двоюродный брат Рустам — падишах Аггоюнлу. Байсонкур, женатый на дочери ширваншаха Фарруха-Йассара, бежит к нему за помощью. Рустам — падишах освобождает сыновей шейха Гейдара и просит Султана Али, старшего из них, о помощи в борьбе с Байсонкуром. Он возвращает Султану Али владение Ардебилем, где тот вступает в обязанности шейха ордена Сафавийа. Султан Али со своими мюридами из племен каджар, караманлу и шамлу участвует на стороне эмиров Рустама — падишаха в битвах с Байсонкуром. Как пишет средневековый историк, «Султан Али проявил в тех битвах чудеса мужества и отваги. Рустам — бек, напуганный и устрашенный совершенством храбрости и мужества Султан Али устремил все помыслы на его устранение и уничтожение и послал в Ардебиль Айде-Султана Каджара и Хусейн-бека Ашхани схватить Султана Али и его братьев. Султан Али вступил с ними в битву и сражение и испил напиток мученической смерти».

В битве против 4 тысяч воинов Аггоюнлу, которая произошла в 1495 году у местечка Шамаси, сражалось всего 700 воинов кызылбашей. Незадолго до своей гибели Султан-Али назначает Исмаила своим преемником на посту шейха ордена. Семилетнему Исмаилу, не без помощи преданных ему кызылбашей, удается скрыться. Первоначально Исмаила скрывают в Ардебиле. Затем, когда в городе начинаются повальные облавы в поисках братьев, его перевозят в Решт, а оттуда во дворец гилянского правителя Каркия Мирзы Али. Там он остается около шести лет, продолжая свое светское, военное и религиозное образование под руководством известных эмиров и ученых.

Когда Исмаилу исполняется 13 лет, он как совершеннолетний, уже мог приступить к самостоятельной политической и религиозной деятельности. В августе 1499 года Исмаил выезжает из Гиляна «с надеждой на царствование». Зиму с отрядами он проводит в районе Астары. Далее двигаясь через Чухурсаад (район Еревана) он направляется в Эрзинджан. На всем пути следования к Исмаилу присоединяются местные суфии и когда в Эрзинджане проводится смотр, оказывается, что под его знаменами уже находятся 7000 конников. На совещании кызылбашских военачальников было решено, что первый поход молодого шейха должен быть направлен в Ширван.

К концу 1500 года Исмаил переходит Куру и не встретив сопротивления во всем Ширване, вступает в Шемаху. Ширваншах Фаррух-Йассар дает бой Исмаилу с 20 тысячами конников и 6 тысячами пеших воинов в местности Джабани, недалеко от крепости Гюлистан. Во главе армии Исмаила стоят самые преданные и талантливые военачальники — главы близких ему кызылбашских племен. Большинство из них участвовало в вывозе Исмаила из Ардебиля и в его воспитании и не расставались с ним до конца его жизни. Без их участия в стране не решали ни один вопрос. В исторической литературе они упоминаются, как «столпы державы». В числе «столпов державы», принимающих участие в битве у Джабани были » Пири-бек Каджар, Абдин-бек Тавачу Шамлу, Хусейн-бек Леле Шамлу, Мухаммед-бек Устаджлу, Ахмед-бек Суфиоглу Устаджлу, Байрам-бек Караманлу, Кылыдж-бек Караманлу, Караджа Ильяс Байбуртлу, Ильяс-бек Хунуслу, Солтаншах-бек Афшар, Дана-бек Афшар, Халил-бек Мухрдар Афшар, Хусейн-бек суфречи Афшар, Пири-бек парваначи Афшар, Леле Мухаммед Текели, Бекр-бек Джагирлу, Салман-бек Хазин Зулкадарлу».

Битва заканчивается поражением, численно значительно превосходящих ширванцев, а сам Фаррух- Йассар гибнет. Остатки ширванцев скрываются в крепости «Гюлистан».

После этого шах Исмаил одерживает множество побед, принесших ему славу великого полководца, однако битва у Джабани, как с политической и религиозной точек зрения, так и с точки зрения самоутверждения молодого полководца, остается для Исмаила самой ответственной и важной, в его богатой на военные победы биографии. Не зря, именно, эта битва так часто изображается на азербайджанских миниатюрах того времени. Оставив у осажденного «Гюлистана» небольшой отряд Исмаил захватывает Баку, после чего возвращается к осажденной крепости. Здесь, однако, его настигают тревожные вести о готовящемуся против него походе правителя Азербайджана Альвенда- мирзы Аггоюнлу. Исмаил созывает «столпов державы» и задает им всего один вопрос: «Что вы хотите трон Азербайджана или крепость Гюлистан?» Ответ был единогласным: «Азербайджан» — Тебриз должен быть отвоеван у «еретиков-суннитов».

Войско Исмаила с огромной добычей, захваченной в Ширване, включая сокровищницу ширваншахов, двигается в сторону Нахчивани, куда уже прибыл Альвенд- мирза. Альвенд- мирза в середине 1501 года, на равнине Шарур, недалеко от Нахчивани, встречает Исмаила имеющего около 7 тысяч воинов 30-ти тысячным войском. Как и в битве у Джабани Исмаил малыми силами добивается блестящей победы. Альвенду- мирзе не помогает и то, что для предотвращения панического бегства своего войска и атак противника с тыла он прикрывает тыл войска цепью верблюдов, прикованных друг к другу. В бою Исмаил опять проявляет необычные для его возраста, выдающиеся полководческие способности и личную отвагу. Он лично, мечом сражает одного из ведущих эмиров Аггоюнлу Каргичай-бека. Были убиты и другие известные полководцы, головы которых, для устрашения противника, насаживаются на пики кызылбашских воинов. Альвенду еле удается спастись с поля брани. В руки Исмаила попадает огромная добыча и путь на Тебриз оказывается открытым. Осенью 1501 года Исмаил вступает в стольный город Тебриз, объявляет себя шахом и приступает к чеканке монет от своего имени с шиитским символом веры «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммед — посланник Аллаха, Али — друг Аллаха». Шиизм объявляется государственным вероисповеданием, а азербайджанский язык, также как в государствах Гарагоюнлу и Аггоюнлу наравне с фарсидским, становится государственным языком, нового кызылбашского государства. В период расцвета Сефевидского государства, на азербайджанском языке говорили на огромной территории, простирающейся от Герата до Багдада.

Через год, весной 1503 года, шах Исмаил начинает борьбу с Мурадом — падишахом Аггоюнлу — владельцем персидского Ирака и Фарса, пытающимся восстановить старые границы государства Аггоюнлу. Битва шаха Исмаила с Мурад — падишахом происходит недалеко от Хамадана 21 июня 1503 года. Как и в двух предыдущих сражениях шах Исмаил располагается в центре. На флангах выставляются отряды «столпов державы». В авангарде действуют Хулафа-бек и Мансур-бек Кыпчахи. В резерв выставляется Карапири-бек Каджар с отрядом в 1500 всадников. В авангарде у Мурада — падишаха располагается правитель Кума Исламиш-бек. Когда сходятся войска, Исламиш-бек, смяв авангард Шаха Исмаила, вторгается в центр его войска. В этот момент из засады на него нападает Карапири-бек Каджар, в бой включается и лично шах Исмаил. Отряд Исламиш-бека оказывается полностью уничтоженным, а сам он попадает в плен. Эта схватка решает судьбу всего сражения. Войска Аггоюнлу оказываются полностью разгромленными, а государству Аггоюнлу приходит конец.

Шаху Исмаилу остается укрепить свои позиции в завоеванном регионе. Преследуя Мурада, шах Исмаил, в том же году овладевает Ширазом, городами Исфаганом, Кашаном и Кумом. К 1508 году шах Исмаил захватывает Ирак Арабский с Багдадом, Диярбекир, Армению и другие области и города Передней Азии.

За очень короткий срок шаху Исмаилу удается создать огромную державу, простирающуюся от узбекского государства Шейбани-хана до границ Османской империи. Когда Шейбани-хан захватывает Хорасан, представляющий стратегическое значение для державы Исмаила, он угрожает в своем послании Шаху Исмаилу захватом Ирана и Азербайджана: «Я стяну к границам Ирана и Азербайджана войска, а после захвата. . . отправлюсь в Ирак Арабский и Хиджаз». В ответ Шах Исмаил с большим войском направляется в Хорасан. Противник запирается в крепости Мерв, но шах Исмаил, применив обманный маневр, выманивает Шейбани-хана из крепости и 2 декабря 1510 года около села Махмуди происходит сражение между войсками шаха Исмаила и Шейбани-хана. Жестокая битва, продолжавшаяся весь день, заканчивается полной победой шаха Исмаила. Пытавшегося бежать Шейбани-хана убивают воины шаха Исмаила и сопровождающие его узбекские богатыри. Голову Шейбани-хана отрубают и преподносят шаху. Из его позолоченного черепа впоследствии изготовляют кубок для вина, которым в дальнейшем пользуется Шах Исмаил. После этого сражения шах Исмаил овладевает городами Гератом, Мервом и Балхом. Весь Хорасан переходит в его владение.

Сефевидская держава достигает своего наибольшего могущества. Территория ее достигает 2 миллионов 800 тысяч квадратных метров. Укрепление могущества шиитского, кызылбашского государства сильно беспокоит суннитскую Турцию, тем более, что шах Исмаил очень активно ведет шиитскую пропагандистскую деятельность в Западной Анатолии и в примыкающих к ней некоторых областях Османской империи. Турецкий султан Селим I, вступивший на престол в 1512 году, начинает подготовку к войне с шахом Исмаилом. Для обеспечения тылов он казнит свыше 40 тысяч шиитов, проживающих на территории Турции, подтягивает к границам Азербайджана огромную 200 тысячную армию и объявляет священную войну с Сефевидами — «врагами мусульманской религии».

Битва начинается 26 августа 1514 года у местечка Чалдыран и идет с переменным успехом, но огромное численное преимущество турок-османов и наличие у них около 300 пушек, которых у шаха Исмаила, практически, не было, в конце концов, начинает сказываться. Сам шах Исмаил проявляет чудеса храбрости и мужества. Он в единоборстве побеждает известного своей необычной силой и мастерством ведения боя Али-бека Малкуг-оглы. Шах Исмаил в процессе схватки успевает нанести по голове противника удар такой силы, что меч раскалывает его шлем и голову на две части и доходит до груди. В разгар боя Исмаил с небольшим отрядом пробивает путь к артиллерии, но в это время конь его теряет равновесие и падает. Османы бросаются на него, но шаха в этот критический момент выручает очень похожий на него внешне Солтанали-мирза Афшар. Он отвлекает османов криком «Я шах». За это время шаху Исмаилу успевают подвести коня, и он продолжает бой. Битва, продолжающаяся три дня, завершается победой осман. Преследуя раненого шаха Исмаила, Султан Селим I берет Хой, Маранд и Тебриз. Удержаться в Тебризе Селиму I, однако, не удается и через шесть дней он с огромной добычей, включающей трон, доспехи и украшения шаха Исмаила отходит назад. Вместе с трофеями Селим I вывозит в Стамбул многих выдающихся деятелей искусства, ремесленников и кустарей, сыгравших в дальнейшем большую роль в развитии искусства и ремесел Турции. В одном из богатейших музеев мира — музее Стамбула Топгапы выставлены уникальные произведения азербайджанского прикладного искусства, попавшие сюда после Чалдыранской битвы. Таких экспонатов вы не найдете ни в Тебризе, ни в Тегеране и ни в Баку.

Среди пленных попавших в руки Селима I были жены шаха Исмаила Бехрузе-ханум и Таджлы-ханум, одетые в боевые доспехи. Историки сообщают, что на поле сражения было обнаружено много трупов женщин, одетых в воинскую мужскую одежду, разделивших судьбу своих мужей. Селим I, восхищенный мужеством и патриотизмом азербайджанских женщин, приказывает noxоронить их с воинскими почестями. В 1515 году заключается перемирие с османской Турцией. К Турции переходит навсегда западная Анатолия, однако, в дальнейшем, свыше ста лет сефевидам придется ценою невероятных усилий сдерживать натиск османов. Фактически на всем Ближнем Востоке только азербайджанцам, таким же отличным воинам, как и турки-османы, в какой то степени, удается противостоять османской экспансии и сохранить свою независимость.

После Чалдыранской битвы шах Исмаил больше не проводит военных операций, если не считать походы в Ширван и Грузию. Все его усилия направлены на укрепление и развитие созданной им огромной Державы. В 1524 году шах Исмаил умирает. Хоронят его в усыпальнице Сефевидов (Даруль-Иршад) в Ардебиле. У шаха Исмаила было пять сыновей — Рустам Мирза (умер молодым), шах Тахмасиб, Сам Мирза, Алгас Мирза и Бахман Мирза и пять дочерей: Ханым-ханум, Пярихан-ханум, Махинбану, Фирангиз- ханум и Шахзейнаб-ханум.

Шах Исмаил был выдающейся личностью, однако немногие знают о том, что, будучи правителем Сефевидского государства, великим шейхом суфийского ордена Сафавийа и одним из талантливейших поэтов того времени, писавшим на азербайджанском языке, под псевдонимом Хатаи, он еще увлекался спортивными скачками, охотой, владел техникой живописи и каллиграфии, играл на барбате и обладал хорошим голосом. При его дворе собирались выдающиеся ученые, астрономы-астрологи, историки, поэты, художники, каллиграфы, музыканты и музыковеды. На базе знаменитой библиотеки, созданной Узун Гасаном Аггоюнлу в Тебризе, шах создал библиотеку нового типа. Библиотекой пользовались ученые Азербайджана и сопредельных стран. Кроме того библиотека являлась своего рода Академией Художеств. Здесь были собраны лучшие художники, каллиграфы и мастера со всех концов огромной империи. Они работали в специально созданных мастерских, в которых изготовлялась бумага, картон, чернила и краски для живописцев. Там же книги переписывались каллиграфами (хататтами), иллюстрировались живописцами (мусавиррами), украшались орнаменталистами (наккашами), позолотчиками (музаххибами) и переплетались переплетчиками по картону (сахафавими) и коже (муджелидами). В библиотеке проходили обучение искусству каллиграфии и живописи талантливая молодежь, а также члены царской семьи и придворная знать.

Одним из руководителей библиотеки становится величайший художник-миниатюрист востока Кямаладдин Бехзад. В библиотеке при шахе Исмаиле, а затем при его сыне Тахмасибе работают знаменитые каллиграфы и миниатюристы Махмуд Нишапури, Ага Мирек, Султан Мухаммед, Мир Али Хаттат, Садых-бек Афшар, Мир Сейид Али Мусаввир и многие другие. Здесь формируется, прославившаяся на весь мир, азербайджанская школа миниатюры. Другую, не менее почитаемую библиотеку шах Исмаил создает в городе Ардебиле, при мемориальном комплексе шейха Сефи ад-Дина. Эта библиотека пополняется за счет подарков паломников, а также скупки и переписки в своей мастерской редких книг. Библиотека пополняется вплоть до 1828 года, пока ее не конфискуют во время русско-персидской войны в виде контрибуции.

Продолжая традиции тебризского двора правителей Аггоюнлу (при дворе Узун Гасана служило около ста музыкантов и музыковедов) шах Исмаил большое внимание уделяет музыке, всячески опекает музыкантов, певцов и музыковедов. Во дворце у шаха Исмаила служат такие известные поэты, как Хагиги, Шахи, Сурури, Туфейли и др. Все они являются участниками литературного меджлиса, основанного шахом Исмаилом. Шах Исмаил является одним из первых поэтов-агитаторов. Его стихи декламируют и поют странствующие ашуги и дервиши, для которых они собственно и написаны, разнося по свету политические и религиозные взгляды Шаха Исмаила. Здесь Исмаил выступает в трех лицах: поэт Хатаи под влиянием шейха Исмаила пишет глубоко идейные и очень музыкальные ритмические стихи, которые шах Исмаил использует в своих политических целях. В то же время Хатаи — выдающийся лирический поэт. Особое место в азербайджанской поэзии занимает его поэма «Дех намэ», написанная на прекрасном азербайджанском языке. Строки, посвященные весеннему пробуждению природы, вошли во все современные хрестоматии азербайджанской поэзии:

Пронеслась зима, весна пришла.
Мак зацвел, и роза расцвела.
Подымают птицы крик любви.
Вновь огонь любви горит в крови.
Миг луга и рощи расцветил
И уста молчания открыл.
Тополь полы уронил в реку,
А кукушка вновь поет «ку-ку!»,
На лугу бутоны, смеясь, стоят,
И оскалил зубчики в смехе гранат.
О муках разлуки запел соловей,
Дождь апрельский падает в волны морей
И горою жемчужин ложится на дно.
И журавль расправляет крылья весной,
Сокол бьет в облаках журавля на лету.
Тень от яблони белой глядит в высоту,
Издеваясь над облаком и луной.
Плачут тучи апрельские над землей,
И стотысячный хор соловьев гремит.

В своих путевых записках некий купец из Венеции упоминает о своих встречах с шахом Исмаилом в Тебризе. Очень впечатляют его записи, посвященные личности шаха Исмаила: «Сейчас ему 31 год. Он среднего роста, очень красив и отважен. Бороду бреет, но оставляет усы. В него можно влюбляться, как в девушку. Он левша и сильнее всех своих эмиров. Во время тренировочной стрельбы из лука, обычно играет музыка, а танцовщицы во время танца звучно притаптывают и поют песни, посвященные Исмаилу. Он каждый день приходит на мейдан для состязаний с эмирами по стрельбе из лука и победителям дарит подарки. В это время в честь него играют, поют и танцуют. Этот суфий любим и почитаем своими людьми подобно богу и, в особенности, своими воинами, многие из которых вступают в битву без оружия (доспехов), надеясь, что их владыка Исмаил сбережет их в бою».

О необычной физической силе шаха Исмаила свидетельствует такая легенда. «До турецкого султана доходит слух, что шах Исмаил своей необычной саблей разрубает дула вражеских пушек. Заинтригованный султан просит шаха Исмаила прислать ему эту саблю. Саблю султан вскоре получает, но разрубить дуло пушки ему не удается и он упрекает шаха Исмаила в подмене сабли. Шах Исмаил в письме убеждает султана в том, что сабля султану прислана та, а вот рука рубящего, к сожалению не та».

Шах Исмаил до последних дней жизни увлекается рыбной ловлей и охотой. Особое удовольствие ему доставляет единоборство с крупными хищниками. В 12 лет он побеждает огромного медведя, наводящего ужас на окрестных жителей, а в 19 лет побеждает льва, живущего в окрестностях Багдада. Любил он и большие охоты, в связи с чем они, очевидно, так часто изображались на миниатюрах, создаваемых в мастерских его библиотеки. Последней такой охотой была охота в районе Белокан, во время пребывания шаха Исмаила в Шеки. Там он заболевает и в Тебриз возвращается уже при смерти.

Личность шаха Исмаила на протяжение веков пользуется особой популярностью в народе. О нем слагаются легенды и дастаны, его именем называют мугамы и таснифы, его подвиги описываются в азербайджанских сказках, романах, драматических произведениях и операх. Рукописи стихов Хатаи хранятся во многих музеях и библиотеках мира. Самая старая из них — «Диван», переписанная во дворце шаха Тахмасиба I, всего через 11 лет после смерти поэта, знаменитым каллиграфом Шах Махмудом Нишапури, хранится в Ташкенте.

В июне 1993 года, почти через пятьсот лет после взятия Баку шах Исмаилом, он опять возвращается в этот город в виде скульптуры. На этот раз, ему удается добраться только до трущоб рабочего пригорода Баку, носящего его имя, и без коня.

http://www.azerbaijan-info.com/khatai.htm

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: