Архив электронного журнала «Суфий»

Веротерпимость в исламе

Posted by nimatullahi на 7 января, 2004

VI.1. Отношение мусульман к представителям традиционных религий

В Коране Сам Всевышний Аллах утверждает равноправие представителей других религий по отношению к мусульманам:

«И если бы Аллах не отражал
Одних людей (что злы в своих деяньях)
Другими (что в делах своих добры),
То были б снесены монастыри и церкви,
Синагоги и мечети,
В которых имя Бога поминается сполна.
Аллах, поистине, поможет тем,
Кто правдой Ему служит» (Коран, 22:40).

Это особенно актуально для многоконфессиональных стран, к которым относится и Российская Федерация. Тем самым, изначально отношение мусульман к представителям других религий определяется не субъективными чувствами человека, а волей Всевышнего Аллаха, защищающего всех Своих рабов от принуждения в вопросах веры. Поэтому и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (не мусульманина) или ущемит его права или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!».

Более того, Аллах повелевает всем верующим в Него проявлять доброту и справедливость по отношению к тем, кто еще не пришел к Аллаху – к иноверцам. Таким образом, речь идет не только о веротерпимости, но и о справедливости как социально-нравственном принципе, лежащем в основе поведения каждого мусульманина.

Конкретное выражение справедливости по отношению к иноверцам зависит также и от их собственного отношения к мусульманам. Если с их стороны есть желание жить в мире с мусульманами, не препятствовать свободе вероисповедания, то мусульмане, со своей стороны, должны демонстрировать мир, и более того – должны творить им добро, т.е. содействовать их благополучию.

«Аллах запрета не дает
Вам доброту и справедливость проявлять
К тем людям, что против веры вашей
С вами не сражался,
Не изгонял из дома вас.
Поистине, Бог любит справедливых!» (Коран, 60, 8).

Только в случае агрессии со стороны иноверцев, в случае попытки насильственно лишить мусульман их права на свободу вероисповедания, мусульманин может и должен предпринять адекватные действия и только в той мере, в какой это необходимо для защиты свободы, чести, имущества своей, своих родственников и единоверцев. При этом мирные переговоры обладают безусловным приоритетом перед силовым противостоянием.

Особо выделяются отношения мусульман с «людьми Книги», то есть, с христианами и иудеями, получившими Откровение Всевышнего Аллаха через предшествовавших Мухаммаду пророков (мир им всем).

«Не препирайтесь с обладателями Книги,
Иначе как с достоинством и честью
Используя найлучший довод,
Помимо тех, кто вам несправедливо
Чинит (намеренное) зло,
И говорите: “Мы верим в то,
Что нам ниспослано и вам.
Наш Бог и ваш, поистине, Един,
И лишь Единому мы предаемся» (Коран, 29:46).

В Коране утверждается принцип единства и преемственности пророческого благовестия о Едином Боге, начало чему было положено праведным Ибрахимом (в русском произношении: Авраамом). Тем самым, есть все объективные предпосылки для того, чтобы вероучительные различия не послужили поводом для конфликтов и противостояния в обществе:

«О получившие Писание святое!
К чему вы спор затеяли об Ибрахиме?
Ведь Тора и Евангелие (Исы)
Были ниспосланы уже после него…
Ведь не был Ибрахим ни иудеем,
И ни поборником Христа,
А был он верным Господу, покорным Его воле» (Коран, 3:65,67).

Мусульманам чужд прозелитизм, т.е. использование мер давления на человека с целью его перехода из другой религии в свою общину. Проповедь осуществляется исключительно добровольно, мирно, на основе «наилучших доводов» ума.

Мусульмане могут вступать в брак с христианками и иудейками, что свидетельствует о высокой степени взаимопонимания между представителями монотеизма.

Российская умма всегда отличалась миролюбием. В России не было каких-либо серьезных столкновений на религиозной почве, мусульмане стремились участвовать в миротворческих акциях, проходивших в нашей стране, в том числе в межрелигиозном форуме в ноябре 2000 года.

http://www.religare.ru/article7723.htm

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: