Архив электронного журнала «Суфий»

Абдуррахман Джами. Притчи

Posted by grailmail на Октябрь 17, 2005

ПРИТЧИ

Цапля и юноша, стиравший белье

На реке Тигр вблизи Багдада жил некий юноша. Кормился он тем, что брал в стирку белье, и поэтому он каждый день спускался к Тигру с корзиной грязного тряпья. Часто, когда он шел берегом, ему на пути встречалась большая цапля. Птица своим длинным клювом выуживала из реки червяков, лягушек и мелкую рыбешку, и ничто иное на свете ее не интересовало.
Однажды над тем местом, где расхаживала большая цапля, появился орел. Он гордо парил в небе, высматривая добычу. На сей раз добычей ему послужил голубь, и он, убив его и съев немного мяса, оставил часть его другим, потому что был по своей натуре щедрым и никогда не доедал всю добытую им пищу.
Цапля, с интересом и восхищением наблюдавшая за охотой орла на голубя, сказала сама себе:
— Я-то бесспорно крупней орла. Почему же я не могу охотиться на птиц и съедать их? Сколько я буду ловить червяков и лягушек?
В своих мечтах цапля видела себя такой же удачливой, смелой и щедрой, как орел, и, не колеблясь, взлетела в небо и стала парить над землей, высматривая добычу. И в это время высоко над ней из-за тучи показался могучий гриф. Свирепый и грозный хищник капнем упал на цап-лю и сбил ее на землю, где она завязла лапами и крыльями в грязи и глине неподалеку от того места, где юноша стирал белье.
Увидев гибнущую цаплю, юноша обрадовался: — Просто чудо поймать такую птицу без лука и стрел и без силков! — воскликнул он. — Ужин у меня сегодня будет вкусным!

В этот день он вернулся с реки не только с корзиной чистого белья, но и с цаплей в руках, а когда его спросили, откуда у него эта птица, он объяснил:
— Цапля эта, расхваставшись, вообразила себя орлом и, взлетев на небо, пыталась охотиться, но вместо этого сама угодила в мои руки, и охотником, хоть и без силков, стал я!

———————————————————————————

Деревенский простак и его осел

Жил когда-то в одной деревне глупый простак. И был у него жалкий хромоногий старый осел. Осел этот был таким дряхлым, что не прошел бы и версты за пару дней, как бы не гуляла по нему палка.
Намучившись с ним, хозяин повел его в город и обратился к сбывавшим ослов посредникам с просьбой помочь его продать. В ответ на эту просьбу один из посредников, разгладив усы, стал громко зазывать покупателей.
— Продается невиданное чудо, — кричал он. — Не осел, а иноходец, а скорее всего быстрый и сильный мул, на котором можно отправляться на войну, где он одним гулом и то потом своих копыт обратит в бегство врага! От одного лишь взмаха хлыста он уже летит стрелой, как ветер, а грязь и глину преодолевает, как струя воды!
Народ, слушая эту похвалу несчастному животному, посмеивался, а бедный простак ушам своим не верил, но все это воспринял всерьез и взмолился:
— О продавец! Разве можно не поверить твоим замечательным словам, сказанным об этом осле во всеуслышание перед всем честным базаром! И я прошу тебя: не продавай это замечательное животное, верни мне осла назад! Я ведь уже так долго ищу такого надежного четвероногого помощника, какого ты здесь описал! Мне странно и обидно, что я прежде не замечал этих его выдающихся качеств.
Продавец же ответил ему тихо так, чтобы никто не слышал:
— Ты что — сошел с ума? Ты же много лет владеешь этим ослом и хорошо знаешь, чего он стоит. Я ведь все на врал, чтобы набить ему цену, и не представляю, как ты мог мне поверить?
Но простак на этот раз ему не поверил.

———————————————————————————

Пловец и медведь

Однажды медведь спустился к реке, чтобы наловить рыбы. Он еще не успел устроиться поудобнее, как в этот момент в воде блеснула рыба. Он протянул к ней лапу, но потерял равновесие и, поскользнувшись на мокрой глине, свалился в воду.
Река же эта была быстрой, широкой и полноводной, и вода унесла медведя по течению. Как он ни старался вырваться из водного плена и подплыть к берегу, ничего у него не получалось, и он только бестолку кружился на воде посреди потока.
Как раз в это время на берегу показались два опытных пловца. Когда они увидели барахтающегося далеко от берега в воде медведя, они не поняли, что это плывет: то ли нечто живое, то ли вода крутит какой-нибудь ковер или шкуру.
Один из пловцов сразу же кинулся в реку и поплыл, а другой сел на берегу и стал наблюдать. Когда пловец подплыл к цели и увидел, что это — медведь, было позд-но, потому что медведь тоже заметил его и в желании спастись схватил его лапами и прижал к себе так крепко, что тот не только плыть, но и закричать не мог. Медведь же с пловцом в лапах продолжал кувыркаться в воде, и пловец оказывался то на медведе, то в воде под брюхом у зверя.
Второй пловец, оставшийся на берегу, на расстоянии не мог понять, что происходит, и закричал своему приятелю: — Перестань там возиться! Если тебе тяжело тащить эту шкуру или что там еще, то оставь ее там в воде и возвращайся! — Я не прочь оставить все это и давно отпустил бы шкуру, но теперь эта шкура схватила меня, держит да еще лапами ломает кости! — ответил несчастный.

———————————————————————————

Слепой и уродина

Один слепец женился на уродливой женщине, которая к тому же была грубой и бессердечной от природы. Все лицо ее было в темных, почти черных угрях и в глубоких морщинах. А еще она была кривой и горбатой.
Трудно было решить, что лучше: ее зловещее молчание или весь тот вздор, который она несла, стоило ей открыть рот. И вот однажды она решила воспользоваться слепотой мужа и заявила ему:
— Жаль, что ты не видишь моего лица! А ведь оно белее слоновой кости и прекраснее луны, мои глаза сияют, как нарциссы, а тюльпан может позавидовать моим устам. А как красив мой стан! Если бы ты его увидел, то убедился бы, что он стройнее кипариса!
Но слепца было не так легко провести, и, выслушав этот бред, он пришел в ярость и сказал жене в ответ такие слова:
— Если бы ты на самом деле была так прекрасна, то люди давно разглядели бы твою красоту, и множество зрячих мужчин толпились бы вокруг тебя, и твое самовосхваление тебе не понадобилось бы, потому что человеку, обладающему зрением, не нужно объяснять, как прелестен светильник. Хвастовство же понадобилось тебе, чтобы обмануть меня, воспользовавшись моей слепотой.

———————————————————————————

Молодая красавица и влюбленный старик

Дыхание осени все изменило в саду: листья деревьев пожелтели или зажглись багрянцем, в цветнике появились приметы увядания. И в этом осеннем саду расположился старик, погруженный в невеселые мысли об уходящей жизни. Время выбелило его волосы и согнуло его некогда стройный стан.
Немного посидев, он решил пройтись по аллеям парка, но осень уже чувствовалась везде и во всем, свидетельствуя о неумолимых законах бытия. И от этой прогулки думы старика радостнее не стали.
И вдруг его внимание привлекла молодая женщина, неизвестно откуда появившаяся в саду. Ее лицо было укрыто белой фатой, но даже то немногое, что оставалось доступным взору, говорило о ее неземной красоте. Старик не мог оторвать глаз от открытых миру кончиков ее пальцев, розовых и свежих, как уста, с ярко окрашенными хной ногтями. Созерцая все это, старик упал перед нею на колени со слова-ми:
— О кто ты? Ты человек или райская дева, или, может быть, ты мне снишься? Побудь со мною хоть не-много, успокой меня, седого старца!
Выслушав его, дева сказала:
— Ты опоздал! Влюбился ты в меня по ошибке, не заметив, что голова моя седа, и я упрятала под белой фатою свои седины.
После этих слов о ее седых волосах старик сразу потерял к ней интерес, быстро встал с колен и, отвернувшись от нее, собрался ухо-дить. И в этот момент незнакомка сняла свою фату, и густые черные как смоль волосы рассыпались по ее плечам.
Увидев такую красоту, старик вскричал:
— Как же твои уста могли произнести эту презренную ложь? Почему ты обманула меня? Зато ты теперь поймешь, что если тебе неприятны седые волосы женщины, то и женщине могут быть противны
седые волосы мужчины, и перестанешь мечтать о юных подругах.

———————————————————————————

Рассказ о непостоянном влюбленном

Как-то один неравнодушный к женской красоте юноша встретился на своем пути с несравненной луноликой красавицей, лик которой, казалось, светился сквозь тонкую фату, а на ее изящных руках пели свою неж-ную песню золотые и серебряные браслеты.
Юноша преградил ей путь, упав на колени перед нею прямо в дорожную пыль, и воскликнул:
— О мой кумир! О мое счастье! Остановись же! Ты видишь, что я сгораю от страстной любви, сраженный твоей красотой. Только ты можешь меня спасти от гибели своим вниманием и добротой!
Услышав этот крик страсти, девушка засмеялась в ответ и сказала:
— Ты еще не видел моей младшей сестры. Она идет следом, и поверь, что вся моя красота не стоит ее волоска. Что я или даже сотни таких, как я, перед ее прелестью?
Услышав эти слова, юноша, пропустив красавицу вперед, остался на дороге под-жидать ее сестру. Ждать ему пришлось долго, и когда он, наконец, понял, что никто больше по этой дороге не пройдет, он догнал ее и снова стал клясться ей в любви и восхищаться ее красотой. И тогда красавица, на этот раз вполне серьезно, сказала ему:

— О жалкий лгун! Твоя страсть и твои страдания — сплошной обман. Если бы в них была правда, то избрав один алтарь, ты бы ему служил, как бы тебя не соблазняли другие. Истинные чувства не ведают двуличия!

———————————————————————————

Абу Али ибн Сина и сумасшедший

Во времена великого врача Ибн-Сины один почтенный житель Бухары погрузился в та-кую глубокую меланхолию, что стал слаб рассудком и вообразил себя коровой.
— Смотрите, какой я жирный, — кричал он. — Ни в одной деревне нет таких больших коров, как я! Скорее обезглавьте меня и доставьте мясо повару, и он сделает из меня великолепное мясное блюдо!
И никто его не мог убедить в том, что он не корова, а человек. Более того, вскоре он перешел в хлев, стал мычать день и ночь, приговаривая:
— Смотрите, я худею прямо на глазах. Зарежьте же меня поскорее, пока я не потерял свой вес.
Отчаявшись, его друзья и близкие пошли к Ибн-Сине, и несравненный лекарь просил пересказать больному следующие слова: \»Жди завтрашнего дня. К тебе чуть свет придет мясник и зарежет тебя, как положено\».
Больной принял эту долгожданную весть с радостью и стал с нетерпением ожидать следующее утро.
Ибн-Сина пришел, как обещал, и сразу спросил у больного:
— Где корова?
— Корова — это я, скорее кончай со мной! — ответил сумасшедший.
Тогда Ибн-Сина связал безумца и стал тут же, изображая мясника, точить нож и ощупывать спину и бока, будто бы изучая, сколько на \»корове\» жира и мяса, а потом сказал:
— Не хочу сейчас ее резать. Эта корова еще очень тощая. Пусть постоит в хлеву несколько дней, а вы ее кормите как следует. Когда она поправится, я ее с удовольствием прирежу.
Сумасшедший не противился этому решению \»мясника\» и, когда его развязали и снабдили пищей, стал есть ее, заодно поглощая лекарства. Вскоре он поправился и навсегда забыл, что он был \»коровою\».

———————————————————————————

Царь Ануширван и его держава

Как-то царь Ирана Ануширван пожелал узнать, как живет его страна: богата ли она или бедствует. Для этой цели распространил он в своем царстве ложный слух, что он тяжело болен и нуждается в лекарстве, и этим лекарством будто бы являются кирпичи из стен лачуг и развалин.
Все жители страны кинулись искать такие кирпичи для спасения своего царя и вернулись в большой печали: во всей стране не нашлось ни лачуг, ни развалин. Так, без единого кирпича, они, склонив головы, пришли к царскому дворцу, и один из них от имени всех сказал царю:
— Доброта твоя к народу, о государь, была так велика, что мы нигде не нашли развалин. Можно сказать, что во всей стране благоустроенность и порядок настолько совершенны, что в ней нигде нет разрушающейся кирпичной кладки, а исконные жители развалин — совы — у нас не находят себе приюта!
К удивлению собравшихся царь не огорчился, а об-радовался и воскликнул:
— Как хорошо, что Господь был моим наставником во всех моих благих делах, и, служа ему, я сумел избавить от нужды мой народ. А о том, чтобы мне доставили кирпич, я приказал только для того, чтобы узнать истинное положение дел в стране!

———————————————————————————

Халиф Омар Второй и его казначей

Халиф Омар Второй, как и праведный Омар Первый, вправе жить в бессмертной славе в сердцах потомков. И вот один из рассказов о его достоинствах.
У халифа Омара Второго было много детей, и однажды на какой-то праздник все они собрались вместе во дворце халифа. Но их настроение не было праздничным, и они приступили к отцу с упреками:
— Ты совсем забыл о нас и о наших нуждах и занят только своими государственными делами, — говорили они. — Ты даже не замечаешь, как мы одеты. Мы уже не просим шелк, бархат или парчу, мы просим хоть какую-нибудь приличную одежду.
Слезы детей не очень сильно подействовали на Омара, но он все же решил им помочь и обратился к своему казначею:
— Ты можешь выделить мне на следующий месяц удвоенное содержание и за его счет устроить дела моих детей?
А образовавшийся перерасход ты можешь разложить понемногу на по-следующие месяцы и таким образом вернуть долг в казну.
— О великий халиф, — отвечал казначей. — Ты воистину вождь правоверных, но все же кто может поручиться, что ты проживешь еще хотя бы неделю. Как и всякий человек, ты можешь умереть в любой день, а как же в этом случае вер нуть твой долг в казну?
Халиф задумался и решил, что его казначей прав. И он сказал своим детям:
— Ступайте и не ропщите на свою судьбу. Помните, что, минуя трудные пути, нельзя попасть в рай!

———————————————————————————

Возвышение Александра Македонского

О том, как умер царь Филипп Македонский и как на престол вступил царь Александр, некогда поведал миру великий мудрец Аристотель.
Сменив на троне отца, Александр выступил перед приближенными и свитой с тронной речью:
— Мы все скорбим об ушедшем царе! — сказал он. — Он был нашим отцом, и моим не более, чем вашим. Поэтому я — ваш брат, и я не мыслю о главенстве над вами. Пусть ваша воля станет и моей волей. И пусть будет так: то, что для вас будет светом, будет светом и для меня, что для вас будет во вред, будет во вред и мне. Изберите же из своей среды того, кто всех лучше и мудрей, и пусть он правит народом как отец, пусть навстречу ему откроются сердца, пусть он бережет людей и будет всем примером добродетели и беспорочности!
Выслушав эту мудрую речь, люди, пораженные умом и скромностью юного царя, вскричали:
— Ты выше всех нас и умом, и сердцем, и только ты можешь быть нашим главой и вождем!
И все, как один, принесли Александру Маке-донскому присягу на верность. Царь же в ответ принес свою клятву:
— Клянусь всю свою жизнь идти честным и справедливым путем! Клянусь утолять сердца печалящихся и защищать людей от несчастий и бед! Клянусь жить для блага подданных и на страже прав народа, ибо грош цена тому царю, который готов ради своих целей растоптать всех и превратить в прах города и страны!
Пусть же будут эти слова примером дру-гим.

———————————————————————————

Верблюд и лиса

Как-то едва живой от старости верблюд пришел на водопой. Он был так слаб, что над ним кружила стая ворон, ожидавшая, что он вот-вот помрет. На его костях оставалось так мало мяса и жира, что он смело пасся в степи, не боясь волков, уверенный, что они на него не польстятся.
Однажды он на том водопое повстречал лису, которая обратилась к нему со следующими словами:
— О гордость и краса пустынных троп! Все знают, что ты отрекся от всех земных благ и довольствуешься одними колючками, и недаром тебя в Византии и в Аравии зовут кораблем пустыни. Почему же ты ходишь такой больной и тощий с облезлой и израненной спиной? Ведь я знаю, что ты не обидишь и муравья, кто же мог тебя так обидеть?
— Беда моя в том, — ответил ей верблюд, — что я нахожусь в рабстве у очень жестокого человека, можно сказать, у ненавистного мне изверга! На моих горбах он возит соль из соляных копей, дергая меня за ноздрю. Когда же я падаю под ношей, которая своей тяжестью могла бы сломать спину слону, он бьет меня палкой и сыплет на мои раны соль, и как бы я не ревел от боли, никто меня не слышит, ни Бог, ни судьба!
Выслушав его жалобы, лиса сказала:
— Я помогу тебе, верблюд, ибо из любого положения есть выход. Ты ведь знаешь, что между копями и городом протекает река. Как войдешь в ее поток, сразу ложись в воду. Немного полежишь, а тем временем соль в тюках растает, и ты сможешь налегке продолжить свой путь!
Верблюд не знал, как ему благодарить лису. — Теперь я перехитрю своего погонщика! — сказал он.
И в тот же день верблюд решил осуществить совет лисы, но когда он остановился перед рекой, собираясь улечься в воду с тяжелым грузом соли, погонщик разгадал его хитрость и, убрав с его спины тюки с солью, нагрузил его кошмой и шер стью. Ничего не подозревая, верблюд улегся в воду, и кошма и шерсть сразу напитались водой, вес их увеличился, и груз стал намного тяжелее соли.
Когда верблюд это понял, он принялся проклинать лису:
— Пусть она сдохнет, эта подлая советчица! Пусть сгинет весь ее проклятый род! Только бы мне дотащить до города эту кошму,- стонал верблюд, которому теперь даже его прежняя ноша казалась легкой и желанной.

———————————————————————————

Веские доказательства

Когда-то очень давно один царь созвал к себе на пир своих друзей, чтобы они по очереди потешили его своими рассказами о разных чудесах и о далеких странах. Развлекая царя, один из раcказчиков поведал ему:
— Как-то в Аравии мне довелось увидеть необычное чудовище. С виду оно, как одногорбый верблюд, но все обросло перьями и даже имеет крылья, но никогда не летает. На нем ничего не возят, а питается оно огнем, искры которого в его глотке сразу же становятся прохладной водой.
Когда он закончил свой рассказ, все рассмеялись и наперебой стали ему говорить:
-Лучше бы ты уже молчал, чем нести такую чушь! Всем известно, что в мире не существует крылатых верблюдов и птиц, питающихся огнем, ты их не найдешь, хоть объезди весь белый свет. Рассказ твой — сплошная выдумка!
Как ни клялся рассказчик, что все, что он говорил,- истинная правда, никто ему не верил, и он был очень уязвлен тем, что все его недавние друзья теперь на него смотрят с презрением, как на лгуна. Все это так поразило его, что он сразу же отправился в странствия, чтобы доказать свою правоту. Лишь когда он добрался до Багдада, ему удалось на базаре купить страуса. Около года занял у него обратный путь, и, прибыв в свой город, он сразу же повел страуса к царю. Увидев эту диковинную птицу, напоминавшую одногорбого верблюда, царь признал правоту несправедливо обиженного рассказчика и обнял его со словами:
— Ты был прав, мой друг, а мы ошибались. Что ж, бывает, что из-за туч мы не видим зари, но это не значит, что ее нет!
А рассказчик тоже сделал для себя вывод: если доказательства приходится так далеко и долго искать, то лучше воздерживаться от рассказов о чудесах.

———————————————————————————

Хитрая птица и глупая рыба

Жила в Омане на берегу моря птица-рыболов, промышлявшая ловом рыбы в море. Всю свою жизнь она проводила у воды: днем парила над волнами и, высмотрев добычу, бросалась к ней, подхватывая рыбу крепкими крючками своих когтей, а ночью она дремала на прибрежном песке.
Но в конце концов, как и ко всему живому на земле, к ней пришла старость. Ее зрение ослабело, когти потеряли твердость, а мышцы силу, и она теперь целые дни проводила на берегу, наблюдая, как в волнах перед нею играли рыбьи стаи, сотни рыбок, как фигурки на китайском шелке. Этот блеск чешуи в солнечных лучах манил к себе взгляд птицы-рыболова, но ей оставалось только сидеть на краю земли и смотреть в безнадежности на морской простор, как нищий взирает на чужой обильный стол, накрытый для чужого пира.
И тут одна шаловливая рыбка подплыла к самому берегу и стала издеваться над старой птицей:
— Что это ты сидишь здесь, угрюмая и скучная? Кто лишил тебя силы и когтей, кто выщипал твои перья, чтобы ты не могла летать и охотиться за моими сородичами?
— Стала я больной и старой, — отвечала птица, — прошла пора моей охоты. Перестала я быть хищницей и теперь раскаиваюсь во всех моих прежних делах. Меня терзают стыд и угрызения совести, когда я вспоминаю о том, какой я была грешной и преступной. Все это зло от молодой глупости и горячности. А сейчас я не клюю никакую живую тварь и питаюсь морской травой, и мы теперь можем жить, как братья, безмятежно и мирно.
Набери же морских травинок и подойди ко мне. Клюв мой будет занят травою, и ты будешь в безопасности.
Услышав это птичье покаяние, глупая рыбка набрала в пасть травинок и подплыла к самому краю берега, где сидела птица. Когда рыбка оказалась совсем близко, птица раскрыла клюв и проглотила ее вместе с травою.

———————————————————————————

Рассказ о юноше в пестром халате

Как-то один знатный и богатый юноша, надев свой лучший халат, отправился к седому старцу, проводившему свое время в наблюдении за небесными светилами. Увидев подходящего к нему юношу, пышного и пестрого в своем халате, как павлин, старик решил, что к нему пожаловал царский сын, и оказал ему уважение как принцу, изысканно приветствовав его и посадив на лучшем месте.
Однако когда началась их беседа, старик понял, что перед ним невежественный глупец, который даже двух слов связать не может, и вся речь его была нестройной и убогой. Вскоре старику это надоело, и он в сердцах сказал:
— Твой разговор бестолков и пуст, и в твоих словах нет даже самой малой крупицы смысла. Твой пестрый наряд не поможет тебе скрыть от людей твое невежество, и тебе следует либо научиться говорить умно, интересно и в своей речи быть столь же искусным, как узоры на твоем халате, либо сменить эту одежду на более скромную, соответствующую скудному уму и несовершенному знанию.

———————————————————————————

Царь и судья

Жил когда-то один достойный человек, старавшийся служить добру и правде, даже не имея за это никаких наград. Отправился он искать счастья в чужих краях, и там его однажды увидел некий славный царь. Его ум и достоинство восхитили царя, и он назначил его в своем городе судьей.
И хотя в роли судьи этот человек был мудр и справедлив, уберечься от клеветы он не сумел. Клевета эта достигла царя, и он, поверив ей и воспылав гневом на своего судью, приказал лишить его звания, отобрать у него все заработанные им на царской службе деньги и добро и отрезать ему уши.
Услыхав этот странный приказ царя и все безвинно потеряв, он обратился к властителю со словами:
— Мне не жаль моего утраченного богатства, но касаться моих ушей ты, о царь, не имеешь никакого права,- я ведь их не заработал здесь в твоем царстве, а принес их с собой, когда пришел в твою страну. Все, что я нажил на твоей службе,- возьми, если считаешь, что я виноват, но будь же сам справедливым судьей и оставь мне то, что я принес с собой!
От этой мудрой речи гнев царя немного приостыл, и он отпустил этого человека с миром. И тот ушел из его царства таким же бедным, каким пришел сюда.

———————————————————————————

Царь Хосров и рыбак

Однажды царь Хосров и его любимая красавица-жена Ширин сидели в своем дворце, и в это время некий рыбак принес им в дар невиданную рыбу. Ее чешуя горела, как серебро, а плавниковое оперение имело цвет розовых кораллов.
Хосров был так восхищен этой рыбой, что сразу же хлопнул в ладони, и когда явился казначей, приказал ему наградить рыбака тысячей динаров. Увидев это, Ширин сказала Хосрову:
— О мой царь! Ты поступаешь неразумно в своей щедрости. Ведь теперь сколько бы и кому ты не дал, все станут говорить, что ты стал скупым, поскольку когда-то за какую-то рыбу отвалил тысячу динаров!
— Ты права, — сказал, подумав, Хосров, — но дай мне совет, как у него теперь эти деньги забрать?
— Спроси его: \»Отец, твоя добыча — самец или самка?\» — немедленно ответила Ширин. — И что бы он тебе не сказал, ты объясни ему, что тебе это есть запрещено, отдай ему рыбу и забери деньги.
По велению Хосрова рыбака вернули во дворец, но когда царь задал ему вопрос, подсказанный Ширин, тот сразу понял, куда клонится дело, и немедленно ответил:
— Моя добыча — не самец и не самка, а гермафродит.
Услышав такой ответ, Хосров расхохотался и приказал удвоить плату находчивому рыбаку.
Но когда рыбак взвалил на плечи пожалованные ему кошельки, из одного из них выпал динар. Рыбак сразу же снял с плеч кошельки и поднял монету. Заметив это, Ширин сказала Хосрову:
— Ты посмотри, какой скряга: имея столько, он схватился за кусочек серебра. Нет, царь, ты должен отобрать у него все деньги!
Царь опять прика-зал вернуть рыбака и стал упрекать его за скупость.
А рыбак ему ответил:
— О царь, я ведь дорожу не серебром, а твоим ликом, отчеканенным на этой монете, и я поднял ее, чтобы кто-нибудь не наступил ногой на твой образ!
Хосров был поражен умом рыбака и утроил ему награду.

———————————————————————————

Ученый, потерпевший кораблекрушение

Жил некогда один ученый — человек разумный и достойный, но так получилось, что там, где он жил, его окружали одни невежды. В конце концов это невежественное окружение стало для него невыносимым, и однажды посреди ночи он вдруг собрал свои пожитки и уехал прочь.
Путь ему преградила пустыня, но он преодолел ее, вышел на берег моря и, выбрав себе корабль, надежный, как ноев ковчег, отправился в плавание. Однако в море поднялась такая буря, что этот корабль был, словно утлый челн, разбит волнами, но ученый не погиб и вместе с обломками судна был выброшен на неизвестный ему берег. Места, где он оказался, были населены, и он, чтобы хоть немного заработать на пропитание, стал гадать местным людям. Чтобы ему больше верили, он палкой вычертил на песке строй планет и светил, и народ повалил к нему. Каждому хотелось узнать, что ему суждено в будущем.
Вскоре слава о нем как о предсказателе достигла царского дворца, и царь пригласил его к себе. Принял он его с уважением, усадил рядом с собой и осыпал его милостями и воздал ему все, что он утратил в море. В ответ на эту милость ученый взял в руки перо и написал такое поучение, посвященное им благородному и щедрому государю:
\»Всегда устремляй всю свою волю к главной цели и при этом возьми все, что только возможно, от разума, соедини в себе весь круг познаний, стань полезен людям и не жалей сил для славных дел. И тогда тебе нечего бояться даже морских бурь: если корабль будет разбит, ты продолжишь свой путь, держась рукой за доску с надеждой на благополучный исход. Ни-когда даже в мыслях не опирайся на небытие — в том, чего нет, нет никакой пользы\».

———————————————————————————

О том, как Александр Македонский прибыл в город людей, чистых нравом

Решив завоевать весь мир, Александр Македонский в одном из своих трудных походов достиг стен дивного города. В городе этом не было ни царя, ни князей, ни богачей, ни бедных. Все в нем были равны, как братья, труд их был легок, потому что их земля щедро одаряла их своими плодами. Страна эта не ведала о том, что в мире бывают войны. У каждого ее жителя, у каждой семьи были дом и сад, и никто из них не знал, что такое замки и запоры.
Перед каждым домом в том городе размещался семейный склеп, что вызвало у царя Александра особенно большое удивление, и первый его вопрос к жителям этого дивного города был таким:
— Все у вас хорошо, но почему построенные при жизни гробницы у вас соседствуют с домами живых?
— Они построены для того, — ответили ему, — чтобы во все свои земные дни каждый человек помнил о смерти. Эта память помогает ему праведно и честно прожить свой век.
Выслушав этот ответ, царь Александр задал свой второй вопрос:
— А почему у вас нет замков? Почему двери ваших домов открыты для воров?
— У нас нет ни воров, ни богачей, ни бедняков, — сказали горожане. — Здесь все обеспечены одинаково, и гарантией этому служит плодородие нашей земли, сторицей возвращающей вложенные в нее семя и труд.
Тогда Александр спросил:
— Почему же среди вас нет ни одного воина, который бы мог, вынув меч из ножен, объявить свою власть вашему народу? Как вы вообще можете жить без власти?
— Но среди нас нет места беззаконию, и поэтому нам не нужны ни царь, ни тиран, ни деспот, — был ему ответ.
Тогда царь Александр задал свой последний вопрос:
— Почему же все-таки среди вас нет богатых людей?
И горожане спокойно ответили ему:
— Любому из нас противна жадность к деньгам и драгоценностям. У нас считается, что в мире нет пороков гнуснее алчности и скупости. Эти обычаи и нравы завещаны нам нашими предками, и каждый из нас будет верен им всю свою жизнь.
Александр был так поражен всем увиденным и услышанным, что стал выводить свое войско из города. По пути он увидел открытое окно швейной мастерской и, разговорившись с необычным портным, подивился его мудрости. Портной рассказал ему, что когда-то власть над городом делили два местных царя, и жизнь их оборвалась во время бесконечных
междоусобиц. Царские одежды на них сменили саваны, и никто не оказывал им никаких почестей. Их мертвые тела отнесли далеко в горы и закопали прямо в землю без всяких усыпальниц.
— Однажды я пошел посмотреть их могилы, — рассказывал портной, — и увидел только их разбросанные кости. Я хотел их сложить, как надлежит, но так и не смог установить, где чья кость.
В конце этой беседы Александр сказал портному, что он его может поставить царем над этим городом, но портной решительно отказался, сказав, что шить кому-либо или самому себе царские наряды, это все равно, что кроить и переводить шелк бессмертья на однодневную царскую мантию.

———————————————————————————

Горожанин и крестьянин

Однажды горожанин приехал в деревню, чтобы посетить знакомого крестьянина. Было время созревания плодов, и крестьянин повел гостя в свой сад, где повсюду царило изобилие: как девичьи груди, красовались гранаты, родившиеся от поцелуя воды, а гроздья винограда, свисавшие в беседке, напоминали многодетные семьи, и в этих гроздьях яхонтом сияла каждая ягода.
Когда горожанин огляделся в этом саду, он бросился на провисающие от плодов ветки, как волк на стадо. Он с алчностью, ломая ветви, срывал яблоки, разбивал гранаты, размазывая повсюду рубиновый сок, а срывая кисти винограда, заодно развалил всю беседку. Крестьянин с тоской и горечью смотрел, как бесчинствует горожанин, и тот, заметив этот взгляд, спросил:
— Скажи мне честно: я очень огорчил тебя своим поведением в твоем саду?
И крестьянин, вздохнув, ответил:
— Ну что мне тебе сказать? В ком нет чести, в том нет и правды. Скажи мне — ты посадил в своей жизни хотя бы одно зерно? Вырастил хотя бы одно дерево? Страдал ли ты от бо-ли, когда заболевало посаженное тобой растение? Держал ли ты вообще в руке лопату? Провел ли ты вообще хотя бы одну бессонную ночь во время полива или в ожидании плодов? Подумал ли ты вообще о моем труде, который был вложен в мой сад? Если же всего этого ты не переживал, то как я могу ожидать от тебя сердечности и сочувствия? Посочувствовать больному может только тот, кто болен той же болезнью.

———————————————————————————

Смерть Абул Мадада Санайи

Великий Санайи был царем в стране Слова, и в словах его сверкал и продолжает сверкать его могучий разум. Но пришло время и ему покинуть этот бренный мир. Когда к нему пришла смерть, он почти бездыханный пал на зем-лю и только губы его продолжали что-то шептать. Увидев это, к его устам приник своим ухом его ученик, чтобы попытаться услышать последние слова учителя. И вот что он услышал:
— Всю жизнь мне приходилось играть словом. Видимо, я все сказал, потому что теперь из всех слов я думаю только о словах раскаяния, потому что мне, наконец, стало ясно, что в этой нашей мирской таверне в слове нет смысла и смысл трудно выразить словом. И я решил сомкнуть свои уста, ибо смертному лучше молчать, когда на всем лежит печать забвения!

———————————————————————————

Царевна и молодой негр

Молодая красавица-царевна, гуляя однажды во дворцовом саду, взглянула за его ограду и увидела там негра, и образ стройного и красивого чернокожего юноши пленил ее сердце.
Это видение исчезло, но девушка от воспоминаний о нем лишилась сна, отвернулась от своих подруг, забыла свои игры и праздники; печаль и отчаяние стали ее уделом. Это ее состояние заметили придворные и стали гадать: то ли царевна оказалась во власти духов, то ли подружилась с райскими девами и от этого лишилась покоя и сна. Другие же говорили, что ее сглазили или что она попала под действие чар злого волшебника. Были и такие, кто полагал, что девушку поразила страстная любовь, и они были ближе всех к правде.
У царевны была старая кормилица, знавшая толк в колдовстве. Теперь она уже стала дряхлой старухой, но в молодые годы она была красавицей, и ей не раз приходилось любить и быть возлюбленной. Этот свой любовный опыт она не забыла и теперь часто помогала молодым в их любовных делах.
Заметив, что вскормленная ею царевна несчастна, она сразу поняла, в чем дело, и сказала ей:
— Дитя мое! О ком ты грезишь и грустишь день и ночь? Ведь как только ты явилась на свет, я приняла тебя на свои колени, ты узнала вкус молока у моей груди. Потом я расти ла тебя, обучая красить брови и заплетать косы. Я охраняла твой сон до рассвета и спешила к тебе с розовой водой к твоему пробужде-нию. Почему же ты теперь так печальна? Открой мне, кто тому виной, и кто бы он ни был, я сумею с ним совладать.
Царевне и так уже было невмоготу скрывать свою тайну, и она доверила ее кормилице, которая в ответ ей сказала:
— Твое дело я сумею уладить. Чтобы ты перестала горевать и мучиться, я свяжу тебя с твоим желанным так, что никто об этом не узнает, и ты будешь ограждена от бесчестья!
Она без большого труда отыскала юного негра и сумела с ним подружиться. Он стал приходить к ней, и они подолгу вели задушевные беседы. Во время одной из этих бесед старая колдунья усыпила юношу. Сон его был так глубок, что с ним можно было делать все, что угодно, и старуха приказала слугам тайно отнести его прямо во дворец в покои царевны.
Царевна обрадовалась любимому, но тот спал крепким сном, и ей даже показалось, что он мертв. Но кормилица сняла свои чары, и юноша вмиг проснулся, и красота девушки обожгла его взгляд, и они отдали себя во власть любви. Каждый из них почувствовал краткосрочность этого счастья, и что за этим свиданием последует вечная разлука, но отчаяние лишь делало острее переживаемое ими наслаждение.
Под утро, когда влюблен-ные в истоме на минуту забылись легким сном, кормилица с помощью своих колдовских чар превратила сон юноши в крепкий и непробудный, и он был возвращен в то место, откуда начался его путь в покои царевны.
Придя в себя, он долго не мог разобраться, было ли пережитое им сном или произошло наяву. Он изнемогал от любви, но в ответ на вопрос друга даже не смог ему описать девушку, красота которой свела его с ума. Так он и жил воспоминаниями об этой таинственной и неповторимой встрече, изменившей его судьбу.

———————————————————————————

Возгордившийся раб

В Египте как-то наступил голод, и людям неоткуда было ждать помощи. Многие в отчаянии кончали жизнь самоубийством, другие были готовы отдать жизнь за кусочек черствого хлеба.
Один мудрец, с болью в сердце наблюдавший человеческое горе, встретил в городе сытого и откормленного раба, державшегося надменно и важно. Сияя усмешкой, он, как царь, расхаживал среди гибнущих людей.
— Эй, раб! Оглянись вокруг и устыдись так себя вести среди людских страданий! Вокруг тебя погибает народ, почему же ты так весел, и за что тебя спасает судьба? — возмущенно спросил мудрец, а раб ему на это ответил:
— Мой хозяин богат и щедр. У него огромные запасы пшеницы, и рабы его не знают слова \»голод\». Я пользуюсь всеми благами бытия, я сыт и весел, зачем же мне плакать?
И мудрец подумал о том, что такому рабу бесполезно объяснять, что над всеми и над ним, кроме его хозяина, есть Хозяин нашего мира, который все рано или поздно решит по-своему.

———————————————————————————

Стихотворец и царь

К одному царю как-то пришел безвестный стихотворец и сказал:
— О царь, не имеющий себе равных в поднебесье! Я сочинил гимн в твою честь, и мое творение ярче всех стихов, что до сих пор слагали тебе другие поэты, как Сириус ярче всех светил на ночном небе.
С этими словами он подал царю лист, на котором было написано лишь имя этого властителя. Царь взглянул на лист и рассердился:
— А где же стихи? — вскричал он. — Ты что — сошел с ума? Ты же не воспел нашей царской славы, не воспел наших побед и благодеяний. Ты даже не сказал о том, что все это царство я создал своими руками! Ты осмеливаешься шутить надо мной?
Но поэта не испугал гнев царя, и он с достоинством ответил:
— Вся царская мудрость, милость и мощь и вся воинская слава вместились в этом имени, и любой, кто прочтет его, сразу же представит себе все деяния, свершенные царем. Ведь имя — символ твоего царства, и оно само по себе выше самой толстой книги восхвалений. Так что я был прав перед тобой, назвав то, что было начертано моей рукой, несравненным гимном, прославляющим тебя и твои дела!

———————————————————————————

Старик и врач

Один старик, разменявший девятый десяток лет своей жизни, пришел за советом к известному в его краях врачу.
— У меня осталось всего пять зубов и мне нечем пережевывать пищу, — пожаловался он. — Я теперь даже мою самую любимую еду глотаю кусками, и она идет мне не в прок, а от этого слабеет мое тело. Верни же, о мудрый врач, для начала хотя бы мои зубы, и я тебя щедро одарю!
Выслушав старика, врач ответил:
— Сочувствую тебе, достопочтенный старец, но по-мочь не могу. Для того, чтобы осуществилось то, о чем ты просишь, есть только одно средство — помолодеть хотя бы лет на сорок, но я, увы, над временем не имею власти. Поэтому смирись пока со своей слабостью, а вскоре, уснув вечным сном, ты навсегда забудешь о своих земных бедах!

———————————————————————————

Рассказ о любителе вина

Жил некогда человек, находившийся под властью вина. Но однажды он вдруг отказался от пьянства, и дела его пошли так хорошо, что он возвысился и стал правителем целой провинции. Те, кто помнил, каким он был, когда жил под властью зеленого змия, однажды спросили его:
— Мы признаем величие твоего духа, но все же расскажи, как ты смог достичь этого совершенства? Ведь мы помним, как ты еще недавно стремился к вину. Как же тебе удалось так преобразиться и изменить свою жизнь?
— Да, рука моя тянулась к чаше, потому что я стремился таким образом обрести отраду и покой, — отвечал он. — Но когда я пил, я никогда не думал о том, чтобы, выпив эту ча шу, начать все сначала. Наоборот, я думал о том, что эта чаша должна быть последней и что мне удастся навек отвлечься от вина; и я полагаю, что именно эта мысль помогла мне преодолеть мое пристрастие и открыла истинный путь к счастью и душев-ному спокойствию.

———————————————————————————

Бедняк и толкователь снов

Однажды к толкователю снов пришел простодушный бедняк и сказал:
— Меня постоянно тревожит один и тот же сон. Мне снится, что я был один в разрушенном селении, и, куда бы я не обращал там свой взгляд, везде были одни руины, и вдруг среди этих развалин я провалился в какое-то подземелье и оказался в сокровищнице.
Толкователь снов, услышав этот рассказ, решил посмеяться над бедным простаком и важно заявил ему:
— Такой сон может увидеть не каждый, и я уверен, что он — вещий. Поэтому ты подбей железом свои башмаки и ступай за холмы. Там ты найдешь развалины. Походи среди них, останавливаясь в разных местах, и где остановишься, ударяй посильнее ногой в землю. Там, где твоя нога провалится, ты разрой эту яму своими руками, и если найдешь подземный ход, знай, что он приведет к тому месту, где ты найдешь свое богатство.
Простодушный бедняк поверил насмешнику и в точности исполнил его указание. Но как только он оказался среди руин и сделал два шага, его нога провалилась, и в месте провала оказался подземный ход. Простак спус-тился в него и… нашел клад. Его искренность и вера помогли ему.

———————————————————————————

Непутевый сын

Некий человек так страдал из-за отсутствия потомства, что обратился к одному святому старцу с такой просьбой:
— О праведный! Ты мил нашему Господу, и я прошу тебя помолиться за меня, чтобы у меня родился сын, и я очень надеюсь, что твоя мольба будет услышана и мой первенец будет мне утешением на склоне лет!

Мудрец сначала отказывался выполнить эту просьбу, но проситель был настойчив, и мудрец в конце концов согласился, но предупредил его:
— Не искушай Творца! Ведь только Он один знает, где нас подстерегает добро, а где зло!
Но тот не внял этому предупреждению и еще раз повторил свою просьбу. Тогда почтенный шейх стал на молитву, голос его был услышан, и у обратившегося к нему родился сын. Когда же этот сын вырос, он стал для своего отца причиной многих огорчений и бед. Все свое время этот молодец проводил в пирах, развлечениях, а однажды через крышу залез в дом соседа, угрожая кинжалом заставил бежать его зятя и обесчестил его дочь.
Бесчинства непутевого молодца вскоре стали известны всем, унять его не могли ни убеждения, ни наказания, и его отец снова пришел к правед-ному шейху.
— Только ты можешь помочь мне в беде, — сказал он святому человеку. — И, кроме как у тебя, я нигде не найду защиты. Прошу тебя: помолись еще раз, чтобы мой сын образу мился и злонравие оставило его!
На это шейх ему ответил:
— Вспомни, как я тебе внушал, чтобы ты не искушал Господа своими просьбами? Молись же теперь сам о прощении, и, если твоя мольба не будет принята, не сетуй, спокойно жди своего часа, когда ты уйдешь туда, где уже не нужны ни сын, ни дочь. Здесь же, в этом мире, что бы ни случилось, все нужно принимать покорно.

———————————————————————————

Черепаха и утки

Как-то жившая у реки черепаха подружилась с двумя утками, плававшими в воде и вышедшими погулять на берег. Но пришло время, когда уткам следовало улетать, и они сказали об этом черепахе.
— О мои сестры-птицы! Неужели вам не жаль меня? — взмолилась черепаха. — Мы же так привыкли друг к другу, и вы часто кормили меня. Душа моя будет разбита, если вы пуститесь в полет, а я останусь. Мне ведь не дано подняться в воздух вместе с вами.
Уток очень тронуло горе черепахи, и в это время одна из них увидела плывущую в реке палочку, подплыла к ней и в клюве вынесла на берег. Потом обе утки взяли в клювы концы палочки, а черепаха крепко ухватилась зубами за ее середину, и они все вместе поднялись над землей. Но когда они пролетали над деревней, люди на улице заметили эту необычную троицу и стали кричать:
— Смотрите на это чудо: черепаха поднялась в небо и летит!
Услышав эти крики, черепаха раскрыла пасть и сказала:
— Да вы завидуете мне, жалкие бескрылые существа!
И как только она сказала свое первое слово, она разжала зубы и полетела вниз.
И такое же падение с высоты угрожает каждому, кто в ответственную минуту готов предаться подобному пустословию.

———————————————————————————

Ворона и куропатка

Однажды ворона, жившая в старом саду, решила вдруг покинуть его и поискать другие края. Через некоторое время она прилетела в красивую долину, покрытую травой и цветами. Приземлившись и оглядевшись вокруг, она вдруг увидела куропатку и залюбовалась ее оперением и походкой. Ворону поразила прелесть поступи куропатки — мелкие шажки этой птицы были удивительно легки и соразмерны.
Ворона понимала, что изменить цвет своего оперения она не сможет, и потому решила перенять хотя бы походку этой удивительной птицы. Она стала украдкой ходить следом за куропаткой, пытаясь подражать всем ее движениям, но, как она ни старалась, перенять ее походку она так и не смогла и от расстройства забыла даже свою собственную поступь.

———————————————————————————

Глупец в большом городе

Разные есть пути к пробуждению, нужно выбрать тог из них, который будет единственно правильным. Вот история о неумном человеке, который не сумел правильно проснуться.
Глупец впервые оказался в большом городе, среди множества людей, и растерялся. Ходил он очень осторожно и больше всего боялся потерять самого себя. А вечером, когда этот человек ложился спать в каравансарае, он привязал к своей ноге тыкву, чтобы быть уверенным, что и утром, пробудившись, он сразу найдет себя.
Сосед, наблюдавший за этим странным его занятием, все прекрасно понял, дождался, когда глупец заснул, отвязал тыкву от его ноги и привязал к своей. И тоже заснул.
Утром, проснувшись, глупец ощупал себя и, обнаружив пропажу, начал озираться по сторонам. Увидев же тыкву привязанной к ноге озорника, спящего рядом, стал думать, что это и есть он сам. И тогда глупец разбудил его своим криком:
— Вижу: ты — это я, но объясни мне, Бога ради, кто же я? И где я?

———————————————————————————

Что растет в весенних садах Абд ар-Рахмаиа Джами?
Великий поэт, мудрец и шейх суфийского братства Накшбандийа, перечисляя свои сады, ответил на этот вопрос:
В саду первом —
процветают отборные базилики из садов прозорливцев, идущих путем Истины и восседающих на почетном месте в храме святости.
В саду втором —
произрастают тюльпаны мудрых мыслей, украшающие свитки мудрецов дождем благородства, цветущие в сердцах ученых.
В саду третьем —
расцветают цветы управления и царствования, которые являются плодами правосудия и справедливости.
В саду четвертом —
зреют плоды сада щедрости и великодушия, и цветенья их в виде подарков динарами и дирхемами.
В саду пятом —
слышен нежный голос соловьев, поющих на лужайках любви и дружбы, и мотыльки из числа любящих и влюбленных сжигают свои крылья в пламени горящих свечей.
В саду шестом —
веют ветры веселья и благоухают ароматы шуток, заставляющие распускаться в улыбке бутоны уст и раскрываться розы сердец.
В саду седьмом —
раскрываются бутоны поэзии, и перед нами предстают поэты давнего и недавнего времени.
В саду восьмом —
обитают бессловесные животные, удивительные и редкие случаи из жизни которых мудрецы упо-добляют поступкам людей, чтобы человеческая натура направляла свой ум на восприятие мудрых и благих мыслей.
И на последующих страницах представлены плоды из этих садов, не потерявшие своей свежести и поныне.

———————————————————————————

Александр Македонский и мудрец

Александр Македонский во время своих завоеваний при помощи хитрости захватил некую крепость и приказал ее разрушить. Тогда ему сказали: \»Там проживает мудрец, разрешающий всякие трудности\». Александр потребовал его. Когда тот пришел, он увидел фигуру, неприемлемую человеческой натурой и вызывающую отвращение. Он спросил: \»Что это за странный облик и что за отвратительная фигура?\» Мудрец разгневался от этих слов и сказал, смеясь во гневе:
Зачем хулишь мой облик, что отвратен,
О ты, способный честью пренебречь!
Ведь в ножны тела меч души запрятан,
В бою ж не ножны действуют, а меч!
И еще сказал: \»Не у каждого при его нраве хорошие отношения с народом, кожа на его теле — это его тюрьма, настолько он пришел в стеснение от своего существования, что тюрьма при сравнении с ним есть место отрады, спокойствия\».
Злонравный и склочный себя самого угрызает,
Зловредные козни готовя соседям в уме.
Не кличьте стражу, темницей ему угрожая:
Он в собственной шкуре томится сильней, чем в тюрьме.
И еще сказал: \»Завистник всегда мучается и препирается с Создателем; все, что Он дает ему,- не признает, и все, что достается не ему, то хочет иметь\».
Кто на чужое мечет взор, богопротивен тот.
Тот против Бога восстает и богохульник тот!
Другому в руки он глядит и все вопит, терзаясь:
\»Ах, почему ему — не мне такое Бог дает?\»
И еще сказал: \»Умные и щедрые свои богатства раздают друзьям, а глупые и скупые — оставляют врагам\».
Все, что щедрому в добрые руки далось,
Без остатка он отдал друзьям.
Все, что скряге скопила, награбила злость, —
После смерти осталось врагам.
И еще сказал: \»Насмехаться и подшучивать над малыми — значит ронять признаки величия и покрывать себя пылью презрения и позора\».
О рвущий на униженном халат!
Теряешь имя… Прозван будешь волком.
Не тронь слабейших! От тебя уйдут
Величие и слава — ждать недолго.

И еще сказал: \»Всякий, кто со своими подчиненными изберет способ общения на кулаках, тот и умрет, растоптанный своими подчиненными\».
Послушай, сердце, мудрые слова,
Которые нам предки завещали:
\»Кто меч вражды народам нес всегда,
И сам погибнет от враждебной стали\».
Когда слух Александра наполнился этими жемчужинами мудрости, он и уста свои, как слух, наполнил жемчужинами и повелел не унич-тожать той крепости.

———————————————————————————

Как стать мудрым

Некий мудрец сказал: \»О мудрости я написал сорок тетрадей и не нашел удовлетворения. Тогда я выбрал из них сорок изречений, но и в них не нашел то, что искал. Наконец, я оставил всего четыре наставления, в которых нашел то, что хотел.
Первое: не верь женщинам так, как веришь мужчинам, ибо если даже жена из племени, достойного доверия, все равно не настолько, чтобы было возможно довериться.
Ущербен женский ум и вера тоже.
И доверяться женщинам не тоже.
Коль зла она,- будь от нее подальше,
А коль добра, то опасайся фальши.
Второе: не гордись богатством. Если его много, все равно оно в конце концов будет уничтожено превратностями жизни.
К богатству льнуть по-глупому не надо,
Сродни богатство туче, полной града.
Пройдет она, и жемчуг свой прольет.
И мудрый ей вослед не кинет взгляда.
Третье: свою тайну, подлежащую хранению, не доверяй никакому другу, ибо если тайн много, то дружба будет затруднена и превратится во вражду.
О сын мой, от врагов секрет оберегая,
Смолчать и при друзьях надежнее порой.
Немало я видал в круговороте жизни,
Как дружеский союз сменяется враждой.
Четвертое: не накапливай ничего, кроме знаний, ибо, отказавшись от них, умрешь опозоренным. Избегай знаний, не нужных тебе, и стремись лишь к тому, что необходимо.
Лишь к той тянись науке, что впрямь необходима,
Ту не ищи, какая тебе не столь нужна.
Когда усвоишь твердо основу благотворной,
Сил не жалея, действуй,- так, как велит она\».

———————————————————————————

Мудрость индийских книг

Ибн Мукаффар рассказал:
\»Библиотеку мудрецов Индии можно было погрузить на сто верблюдов. Правитель повелел сократить ее до груза двух верблюдов. Затем он попросил все написанное изложить еще короче, и все сошлось на четырех изречениях.
Первое: наставление царям быть справедливыми.
Когда шах мира справедлив во всем,
Живется всем в спокойствии при нем.
Знай, слыша стоны раненного в грудь:
Виной тому тиран — не кто-нибудь,
Чтобы спастись от вечных смут, нужна
Лишь справедливость правящих одна.
Второе: назидание подданным быть доброжелательными и послушными.
Восстанье — плод тиранства.
Народ не подчинится.
Где ты ячмень посеял,-
Не вырастет пшеница.
Третье: наставление о сохранении здоровья. Не проголодавшись, не приступать к пище. При еде отдернуть руку раньше, чем наступит пресыщение.
Чтоб вред не нанести для тела и души
И чтобы лекари не мучили сердито,
Не голоден пока — к застолью не спеши,
И от стола вставай, не наедясь досыта.
Четвертое: наставление женщинам отвращать свои взоры от лиц посторонних и прятать свои лица от взоров нечистых.
Та женщина достойна, каждый знает,
Что лик от любопытных закрывает.
И даже на красавцев луноликих
Застенчивый свой взор не поднимает\».

Заветы царей
Есть четыре назидания, сочиненные четырьмя царями, и они будто одна стрела, выпущенная из четырех луков.
Хосров изрек: \»Я никогда не сожалел о том, чего не говорил. Но от того, что я говорил, я бывал в таком сожалении, что валялся в прахе и крови\».
Попридержи язык, ибо молчанье лучше
Бездумной болтовни, так подводящей нас.
Никто не сожалел о тайне сбереженной,
А выдавший секрет наказан сотню раз.
Кесарь сказал: \»Моя власть над несказанным больше, нежели над тем, о чем я уже поведал, ибо то, что я не сказал, я могу еще сказать, а то, что я уже высказал, не могу сохранить в тайне\».
О том, что ты с трудом решил в себе хранить,
Не торопись легко сопернику излить.
Сокрытое в себе всегда сказать успеешь,
А что успел сказать,- уже не сможешь скрыть.
Китайский хакан об этом молвил так: \»Часто раскаяние о сказанном сильнее, чем сожаление о скрытом\».
Любой запечатленной в твоем сознанье тайне
Всплывать ли? —
Зря их в спешке заносишь на скрижали…
Боюсь, о друг, что трудность быть откровенным горше,
Чем скрытности досада…
Ты выиграл едва ли!
И индийский правитель раскрыл свои уста: \»Каждое слово, вылетевшее из моих уст, уже не подвластно мне, а над тем, чего я не сказал, я властелин. Захочу — скажу, не захочу — и не скажу\».
Мудрец о скрытой и раскрытой тайне
Поведал притчи вещие слова:
\»Сокрытая — она стрела в колчане,
Раскрытая — уже летящая стрела\».

———————————————————————————

Индийские дары

Индийский правитель послал как-то дары халифу багдадскому и с ними философствующего лекаря, сведущего как в медицине, так и в философии. Представ перед халифом, лекарь объявил о том, что привез три вещи, без которых нет царства и которых достойны лишь монархи.
— Что это за вещи?- спросил халиф.
— Первая — это краска, превращающая седые волосы в черные, которая не смывается, не выцветает, и волосы больше не поседеют.
Вторая — лекарство, благодаря которому, сколько бы человек ни ел, желудок его не будет болеть и тело будет здоровым.
Третья — состав, укрепляющий чресла и возбуждающий страсть. И повторный прием его не ослабляет зрения и мужской си-лы.
Халиф немного подумал и сказал:
— Я думал, что ты умнее и сметливее, чем есть. Та краска, о которой ты сказал, есть средство высокомерия, лжи и силы. Чернота волос — это тирания, а белизна их — это сияние. О, сколь глуп человек, стремящийся к тому, чтобы укрыть свет пустым невежеством.
Глупец, кто красит волосы, чернит свои седины,
Он юность после старости пытается украсть.
А мудрецы — охотники за верным счастьем — знают:
В сравненье с белым соколом смешна воронья масть!
А лекарство, о котором ты упомя-нул, то я не из тех, кто много ест и наслаждается этим. Когда предаешься чревоугодию, то все время будет тянуть в одно место. И поневоле будешь лицезреть то, что не хочешь видеть, слышать то, что противно слуху, вдыхать запах того, что не подлежит осязанию. Что может быть хуже этого?!
Мудрецы говорили: \»Если есть симптомы болезни в теле и если думают, что лечение в еде и питье, то глуп человек, который таким образом отдает себя в рас-поряжение болезни вместо того, чтобы лечить ее\».
Воспитанный так мало ест затем,
Чтобы местечко дать желанью и охоте.
Потом найдется чем — вареным иль сырым —
Заткнуть отдушину! —
Придет пора — заткнете.
И тот состав, который ты восхвалял и который усиливает страсть к соединению с женщиной,- это снадобье далеко от законов ума, ибо разумно ли халифу перед какой-то девкой стоять на коленях и расточать ей слова лести.
Как смеешь, мудростью хвалясь, от похоти трястись?
Трясешь красавиц косы — цепи безумства своего!
Трясешь ты задом так и сяк пред бабой на коленях…
Вся мудрость ложная твоя не стоит ничего!

———————————————————————————

Рассказ о трех мудрецах

В присутствии Кисро собрались трое мудрецов — римский философ, индийский мудрец и Бузурджмихр. Разговор пошел о том, что хуже всего на свете.
Римлянин сказал:
— Старость и немощность вместе с невежеством и нищетой.
Индус сказал:

— Болезненное тело с большой печалью.
Бузурджмихр изрек:
— Близость смерти и невозможность действовать.
Все согласились со словами Бузурджмихра.
Перед лицом Кисры вели мудрейшие беседу:
В пучине бед волна какая всех круче, тяжелей?
Один сказал: \»Недуг и памятьо прежних днях здоровья\».
Другой сказал: \»Конечно, старость и бедность вместе с ней…\»
Но третий молвил: \»Близость смерти, ее неотвратимость\».
И этот суд третейский понял, что третий — всех правей!

———————————————————————————

Совет мудреца

Некий падишах попросил у мудреца совета.
— Задам я тебе один вопрос, ты ответь на него без утайки,- сказал мудрец.- Что ты больше любишь, золото или врагов своих?
— Золото,- ответил падишах.
— Тогда почему же то, что ты больше всего любишь, то есть золото, оставишь здесь, а то, что не любишь, то есть врагов своих, возьмешь с собой в небытие?
Заплакал падишах и сказал:
— Такой добрый совет ты дал, что в нем собраны все советы.
Ты людям тыщи бед принес, далекий от добра.
Ты любишь золото одно и слитки серебра.
Тебе имущий — лютый враг, ведь золото твой друг,
И одного желаешь ты: ограбить всех вокруг.
Безумец, знай, когда умрешь, будь к этому готов! —
Ты друга бросишь на земле, возьмешь с собой врагов.

———————————————————————————

Александр Македонский и его министр

Александр освободил одного из сведущих работников от высокой должности и дал ему низкий пост. Однажды этот муж пришел к Александру. И спросил Александр:
— Ну и как ты находишь свою новую должность?
-Да будет жизнь падишаха долгой,- ответил он.- Не почетное и высокое место делает вельможу благородным, а благородный человек должен сделать свое дело великим и почетным, и в каждом деле нужно искать добрую сущ-ность.
Когда ты замыслил достигнуть вершины,
С добром благородным свой связывай век.
Не в сане высоком величье мужчины,
Причина величия — сам человек.

———————————————————————————

Мубад и Кубад

Как-то утром главный мубад и Кубад ехали рядом. Вдруг конь главного мубада своими испражнениями испачкал себя от хвоста до копыт. Мубада объял глубокий стыд. В это время Кубад спросил его о правилах сопровождения монархов и езды рядом с ними.
И ответил мубад:
— Одно из них заключается в том, что нельзя на ночь задавать коню столько сена, чтобы оно не стало причиной стыда утром.
Кубад похвалил его и сказал:
— Это и есть красота проницательности и тонкость наблюдательности, и этим ты постиг причину того, что произошло сейчас.
Кто неразумен,- следует лишь правилам природы,
Не совпадает путь его с благим путем нигде…
А кто в законах разума вос-питан был во благе,-
Животных властен воспитать — не только что людей!

———————————————————————————

Дервиш и падишах

Благородный дервиш имел привычку часто посещать и беседовать с падишахом. Однажды он почувствовал, что его присутствие тяготит падишаха. Сколько он ни думал о причине этого, не мог предположить другой, кроме его частых посещений. И поэтому он перестал бывать у него. Как-то падишах случайно встретился с дервишем и спросил: Эй, дервиш, в чем причина, что ты отвернулся от нас и перестал приходить?
— Причина в том, что я понял: лучше услышать вопрос о том, почему я не при-шел, чем почувствовать, что мой приход доставляет неприятность.
Царь великий спросил дервиша: —
Отчего долго так ты к порогу не шел моему?
И ответил дервиш: — Твой вопрос во сто крат
Слаще мне, чем вопрос: \»Ты пришел почему?\»

———————————————————————————

Царь Нуширван и его золотой кубок

Однажды, то ли в день Навруза, то ли в день мехргана у Нуширвана был пир. Вдруг он увидел, что один из присутствующих, который приходился ему родственником, спрятал за пазуху золотой кубок. Нуширван притворился, будто ничего не заметил, и никому ничего не сказал. Когда пир кончился, кравчий сказал:
— Никто не должен выходить отсюда. Я должен найти один пропавший золотой кубок.
Нуширван молвил тогда:
— Оставь, тот, кто взял, не вернет обратно, а тот, кто видел, не выдаст его.
Через несколько дней тот человек пришел к Нуширвану одетый в новые одежды и обутый в новые сапоги. Показывая на новую одежду, Нуширван спросил:
— Она — от того?
Пришедший приподнял подол халата, показал на сапоги и сказал:
— Эти — тоже от того!
Нуширван засмеялся. Он понял, что нужда и бедность заставили родственника пойти на это, и повелел выдать ему тысячу мискалей золота.
Если шах узнает благородный о твоей вине,-
Сознавайся и проси прощенья! Он тебя простит.
Отрицать вину свою не вздумай! — Худшая вина —
Это отрицанье совершенной! — И вина, и стыд.

———————————————————————————

Мамун и его раб

У Мамуна был раб, обязанностью которого было доставление воды для омовения. Через каждые несколько дней из покоев пропадали кувшин или ведро. Однажды Мамун сказал ему:
— О, если бы те кувшины и ведра, которые ты уносишь от нас, ты нам бы и продавал!
— Так и сделаю,- ответил раб,- купи вот это ведро, что стоит здесь.
За сколько продаешь?- спросил халиф.
— За два динара,- ответил раб.
И повелел ха-лиф выдать рабу два динара. Затем Мамун спросил:
-Теперь это ведро в безопасности от тебя?
— Да, конечно, — ответил раб.
Оплаченному золотом даешь ли серебро?
Хотя бы в этом жизнь его пусть будет хороша…
Пусть пропадает пропадом и здесь твое добро, —
Иначе не пропала бы совсем твоя душа!

———————————————————————————

Акил и Муавия

Муавия и Акил ибн Абу Талиб были закадычными друзьями и неразлучными приятелями. Однажды на путь их товарищества упал шип и на лик их села пыль. Акил порвал с Муавией и больше не присутствовал на его пиршествах. Муавия, прося прощения, написал ему: \»О высшая цель сынов Абдулмуталиба и предел желаний рода Кусая, о благоухающая серна рода Абдуманафа и источник великодушия племени Хашима! Благословенные пророчества на ваших плечах и величие посланничества в вашем доме. Куда делись все твое великодушие, кротость и терпеливость? Вернись, я раскаиваюсь в случившемся и растерян из-за произошедшего\».
Стрелы жестокой я доколе мишенью бу-ду,
Лицом во прахе влачу в тоске я и в муке дни!
В земле могильной такой же самой я тенью буду
Влачить без сердца и без веры разлуки дни!
Акил ответил ему в стихах:
\»Во всем ты прав был, — и лишь одно оспорю:
Считаешь, видеться нельзя нам, — мы в ссоре?..
О нет, не говорю я о друге дурно!
Не отвращаюсь, когда несет мне горе\».
То есть, если великодушный обиделся на друга, то он отворачивается и удаляется от него, но не вредит ему и не злословит о нем.
Если друг врагом тебе остался,
Зла ему не делай, лишь расстанься.
Раздувать вражду сильней не надо,-
Мирному мгновенью сердце радо.
Муавия снова стал просить прощения и умолять о примирении и послал в знак примирения сто тысяч дирхемов, и этим заложил основу для возобновления дружбы.
Порою трещину даст стена старинной дружбы…
Словами вескими чини зияющий пролом.
И если мало слов,- ищи серебряные слитки.
Хоть золотые кирпичи! — Того достоин дом.

———————————————————————————

http://www.pritchi.net/PRT/Main/rus_s.html

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: