Архив электронного журнала «Суфий»

Истории о Абу Саиде

Posted by nimatullahi на Ноябрь 15, 2005

Передают, что когда Абу Саид с группой своих последователей был на базаре в Нишапуре, несколько молодых людей появились там. Одни были ряжены в лохмотья, на других же была лишь тряпка, едва прикрывающая срам. На плечах приятелей восседал заводила компании. Когда шутники подошли ближе, Абу Саид спросил, кого это они несут.
– Султана игроков.
– А как он стал султаном?
– О, наставник, я стал султаном, всё проиграв. Потеряв всё, я утратил также и страх.
Абу Саиду эти слова показались столь примечательными, что он в восторге воскликнул: «Будьте стойкими! Утратьте всё, что имеете – и станете Султанами!»

Примечание. Абу Саид указывает здесь на то, что цепляясь за материальный или духовный мир, мы забываем Бога. Чтобы достичь Его, нужно отречься от обоих миров. У большинства же людей не достает отваги рискнуть двумя мирами ради этой возможности. В этой истории Абу Саид воздает хвалу такой отваге.

* * *
Как-то шейх по имени Баку пришел к нашему мастеру. Абу Саид восседал на ворсистом ковре, откинувшись на четыре больших подушки. Баку в душе счел предосудительными удобства и роскошь, окружавшие мастера. Он подумал, что всё это является неподобающим для суфия. Абу Саид сказал ему: «О, шейх, не суди по подушкам и ковру, это поверхностное. Суди по мне и моим поступкам, это сущностное».

* * *
Во время одного из путешествий Абу Саид несколько дней оставался в городе Тус. Его попросили провести беседу, и он согласился.
На следующий день во внутреннем дворе ханаки был приготовлен помост, чтобы мастер мог разместиться в центре, а слушатели – вокруг него. Собралось множество народу, заполнив весь двор. Абу Саид вышел и занял свое место на помосте. Все уселись. В наступившей тишине каввали (чтецы) начали нараспев читать из Корана.
Служитель у ворот, который отвечал за рассаживание людей, подумал, что если все чуть подвинутся вперед, то станет свободнее. Когда каввали окончили чтение, он объявил: «Бог благословит каждого, кто подвинется на шаг вперед с того места, где он находится».
Услышав это, Абу Саид произнес: «Мир да пребудет с Мухаммадом, с друзьями и семьей его. Все, о чем я хотел поведать, и что доводилось говорить всем пророкам, высказал этот человек фразой: «Бог благословит каждого, кто подвинется на шаг вперед с того места, где он находится».
После этого он сошел с помоста и удалился в свою комнату, ничего более не сказав в тот день.

* * *
В то время, как наш мастер был в Нишапуре, к нему пришёл один человек. Во время беседы он сказал мастеру, что много слышал о его духовных силах и хотел бы увидеть их проявление. Мастер ответил рассказом.
В городе Амоле я был учеником шейха Абу Аббаса Кассаба, когда некто пришел к нему и попросил явить чудо с помощью духовной силы. Тот ответил, что истинная духовная сила проявляет себя в процессе продвижения человека к обретению совершенства. Шейх объяснил, что он – сын мясника, и единственное, чем он овладел в юности – это разделка мяса. Однако силой божественного провидения он попал в Багдад, где получил посвящение у Шибли. Оттуда направился в Мекку и Медину, и, наконец, в Иерусалим. Там он достиг совершенства и вернулся в город Амоль в Иране. С тех пор люди ищут его помощи в достижении совершенства. Что же является большим чудом, чем такое преображение?
Абу Саид сказал гостю, что его просьба такая же, как и адресованная Абу Аббасу.
«Но я пришел увидеть чудодейственные силы, а Вы мне рассказываете об Абу Аббасе!» – перебив мастера, запротестовал человек.
Абу Саид ответил: «Я лишь могу сказать, что когда искатель полностью погружается в Бога, то все, что он делает, на самом деле совершает через него Бог. Когда искатель избирает Бога вместо всего остального и освобождается от всех желаний, его движения, слова и действия – всё является «чудесами».

* * *
Ученик как-то сказал Абу Саиду:
– Я увидел вас во сне и спросил, что нужно делать, чтобы освободиться от «я».
Вы ответили: «Ничего. Ибо всё предначертано и предрешено. Начатое не начать сначала. Если Бог чего-нибудь желает, то это случится, а если нет – не случится. В мире духа не бывает ни потери, ни прибытка.
Бог захотел, чтобы ты искал Его. В сущности, это Он ищет тебя и только поэтому помещает в твое сердце желание искать».

* * *
Путь обретения Бога.
Однажды шейха спросили о путях обретения Бога.
«Путей к Богу, – ответил мастер, – столько же, сколько сотворённых существ. Но самый короткий и правильный Путь – служить другим, никому не докучать и делать людей счастливыми».

(с) Ханикахи Ниматуллахи. Перевод

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: