Архив электронного журнала «Суфий»

Джавад Нурбахш. Рыцарство

Posted by nimatullahi на 29 сентября, 2003

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи

До возникновения ислама традиция рыцарства (джаванмарди) на Ближнем Востоке поддерживалась специальным воспитанием, формировавших из мужчин рыцарей, или джаванмардан.

В традицию рыцарства входят предупредительность (моровват), самопожертвование (итхар), преданность (фада-кари), помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому, умение держать слово, и самоотверженность — все те качества, которым предстояло позднее составить комплекс благородных свойств человека, совершенного с суфийской точки зрения.
Стремясь к обретению таких подлинно человеческих качеств, рыцари неукоснительно следовали определенному кодексу и правилам, на основе которых были сформулированы важнейшая цель и принципы рыцарства, или джаванмарди.

С появлением ислама рыцари приняли эту религию, в то же время сохраняя рыцарские традиции, формируя мировоззрение суфизма на основе как ислама, так и рыцарства. Таким образом, этикет рыцарей стал частью суфийской практики как в ханаке, так и вне её.

Благодаря усилиям суфийских мастеров, философия Единства Бытия (вахдат-ал воджуд) и концепция Божественной Любви получали всё более глубокое истолкование и становились более притягательными. Неразрывно связанная с ними традиция рыцарства широко распространилась и приобрела необычайное влияние.

Дух суфизма заключается в том, чтобы при помощи любви фокусировать свой взгляд в одном направлении — на Боге, а его метод — кодекс гуманного поведения, сходный с рыцарским.

Таким образом, суфизм имеет внешний и внутренний аспекты. Его внутренний аспект состоит в движении по Пути и в прохождении серии промежуточных стадий, чтобы достичь уровня пребывания в Боге (бака). Его внешний аспект — это традиция рыцарства, то есть развитие свойств, присущих совершенному человеку.

Суфиям следует знать, что они — знаменосцы школы гуманности и традиции рыцарства в современном мире. Они не должны позволить цивилизации уничтожить благородные человеческие качества — цивилизации, которая внешне направляет людей к высочайшим вершинам, понуждая их, с внутренней точки зрения, опускаться ниже животных.

В нынешней материалистической цивилизации суфии должны стремиться быть примером человеческого благородства для того, чтобы преобразовывать желания и наклонности остальных людей в гуманные свойства и черты — черты, свойственные только человеческому роду.

Суфии должны демонстрировать человечеству проявления и плоды духовного рая, который они открыли на суфийском Пути, чтобы люди могли осознать, что их материальный рай — ничто в сравнении с ним.

Оставьте комментарий